counter?id=2204607;js=na Возникновение христианства
logo
logo

Причины возникновения христианства. Восстания рабов и колонов в Римской империи терпели поражения. Империя казалась непобедимой. Для раба и колона лишь смерть была избавлением от непосильного труда, унижений и побоев. Рабы и колоны теряли надежду на то, что борьба с угнетателями может улучшить их жизнь. Теряли они также веру в своих старых богов, которые ничем не облегчили их положения.

Среди угнетённых стала распространяться вера в доброго и могущественного бога, который освободит их от гнёта и накажет их мучителей или здесь на земле, или после смерти, в «загробном царстве». Угнетённые с нетерпением ждали скорого пришествия этого «доброго бога».

Миф об Иисусе Христе. В I веке появились сказания, будто в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос. Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он будто бы воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечным блаженством, а остальных людей осудить на вечные муки.

Во II — III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.

Разные евангелия рассказывают по-разному о жизни Иисуса. Историческая наука доказала, что Иисус Христос никогда не существовал. Сказания о нём возникли на основе древних мифов об Осирисе, Дионисе и о других будто бы умерших и воскресших богах.

Начало распространения христианства. Угнетённые охотно верили утешительным для них рассказам евангелий. Ведь там было обещано наградить их за страдания и наказать их мучителей. Люди, поверившие сказаниям об Иисусе Христе, называли себя христианами. Bepa в Христа — христианство — стала распространяться среди бедноты и рабов в Малой Азии, Египте а затем в Греции и Италии Среди христиан были евреи греки, римляне, египтяне галлы и люди других на родностей.

Христиане признавали только одного бога и отказывались поклоняться императорам как богам. За это императоры преследовали их. Поэтому христиане собирались тайно, чаще всего в подземельях и заброшенных каменоломнях. Там они молились и слушали чтение евангелий.

Вступление богатых людей в число христиан. В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.

Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.

Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.

Римские каменоломни

Рис. 155. Римские каменоломни.

В течение многих столетий в окрестностях Рима добывали под землёй камень для построек. Образовались огромные подземные коридоры и искусственные пещеры. Общая их длина достигает пятисот километров.

Христианская церковь. Богатые люди приобрели большое влияние среди христиан. Обычно из их числа избирали священников, руководивших общими молитвами, и епископов, что по-гречески значит «надзиратель». Епископу должны были беспрекословно повиноваться христиане целой области.

К концу III века христианство широко распространилось в Римской империи. Христиане разных городов поддерживали связи между собой. Образовалась тайная организация христиан. В неё входили десятки епископов, тысячи священников и сотни тысяч верующих.

Организация христиан называлась церковью К Христианская церковь представляла большую силу, с которой не могли не считаться сами римские императоры.