counter?id=2204607;js=na Каковы пределы фискальной функции налогов?
logo
logo

На ранних этапах развития рыночной экономики налоги рас­сматривались исключительно как донор государственной казны. Однако потребности в государственных расходах приходилось со­измерять с возможностями налогоплательщиков. В противном случае увеличение налоговых ставок и введение новых налогов в перспективе могло вести к сокращению налоговых поступле­ний — источника доходов государства. Активизация фискальной функции налогов не может осуществляться бесконечно. Она на­талкивается на следующие объективные границы:

1) налоги на производителя не должны сокращать процесс расширенного воспроизводства;

2) налоги на покупателя не должны сокращать платежеспособ­ный спрос.

Как налоги выполняют функцию регулятора экономики?

Для придания экономическому росту устойчивого характера государство должно помочь рынку устранить сложившиеся дис­пропорции. Налоги рассматриваются в данной парадигме как главный инструмент решения этой задачи, в частности как инст­румент антициклической политики. По Дж. М. Кейнсу во время спада налоги должны снижаться для стимулирования производст­ва, а во время подъема — возрастать, чтобы сдерживать инвести­ционный процесс и оберегать экономику от нарастания диспро­порций.

В монетаристской концепции главенствующим экономическим рычагом является денежная политика, налоги же как регулятор выступают на вторых ролях. Теория предложения, являясь идеоло­гией стимулирования экономики через поощрение продавцов, ре­комендует облегчать налоговое бремя, особенно для малого биз­неса и для тех, кто выпускает товары, в наибольшей степени от­вечающих интересам общества.

Налоги всегда активно используются для поощрения инвести­ционного процесса, особенно если он сопровождается обновлением капитала на основе достижений научно-технического прогресса. Подобная политика содействует переходу на более высокую сту­пень конкурентоспособности экономики.

Для достижения более высокого уровня качества экономическо­го роста предоставляются налоговые льготы для тех, кто инвести­рует в передовые технологии. Налоговые ограничения могут тор­мозить развитие неперспективного или нежелательного для обще­ства производства. Селективное применение разного уровня на­логовых ставок для различного вида производства становится инструментом активной структурной политики государства.

Налоговый регулятор может лишь усилить позитивные тен­денции в экономике и ослабить процессы, тормозящие экономи­ческий рост. Чрезмерное увлечение налоговым регулированием опасно ущемлением рыночного механизма, обеспечивающего свободный перелив ресурсов: рынок может деформироваться и потерять свою эффективность. Главным регулятором хозяйст­венных пропорций в рыночной экономике должен оставаться ры­нок. Налоги же могут выступать только как корректор хозяйст­венных пропорций.