counter?id=2204607;js=na необходимость возникновения интегрированной системы многоотраслевых комплексов
logo необходимость возникновения интегрированной системы многоотраслевых комплексов

Какие условия развития экономики породили необходимость возникновения интегрированной системы многоотраслевых комплексов и появления новой разновидности крупного бизнеса (агробизнеса)?

Специфические экономические условия, в которых разверты­ваются технический переворот и индустриализация сельского хо­зяйства, внесли много совершенно новых, непосредственных эко­номических связей между сельским хозяйством и соответствую­щими отраслями промышленности и торговли, благодаря кото­рым совокупность всех этих отраслей выделяется в особый хозяйственный комплекс (АПК), снабжающий население продо­вольствием и другими товарами сельскохозяйственного происхо­ждения.

При этом развитие одних отраслей — сельскохозяйственного машиностроения, туковой и комбикормовой промышленности и т.д. — явилось в значительной степени базой технической рево­люции в сельскохозяйственном производстве, тогда как прогрес­сивный рост и организационная перестройка других, например пищевой промышленности и оптовой торговли продуктами пита­ния, были не столько стимулом, сколько следствием расширения производства сельскохозяйственной продукции в результате тех­нической прогресса.

Научно-технический прогресс, создавая предпосылки для уве­личения масштабов общественного производства, разделения тру­да и создания все новых отраслей национального хозяйства, спе­циализации, усложнения межотраслевых связей, структурных сдвигов в экономике, приводит к возникновению интегрирован­ной системы многоотраслевых комплексов.

Агробизнес возник на новой стадии развития сельского хозяй­ства. В общем виде его экономическая сущность проявляется как процесс все более полного вовлечения аграрного производства в общий механизм кругооборот общественного капитала.

Понятие «агробизнес» еще в 50-е гг. XX в. ввел Дж.Н. Дэвисон. По его определению, агробизнес означал «сумму всех фер­мерских операций плюс производство и распределение продук­ции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, плюс сумма всех операций, осуществляемых в связи с транспортиров­кой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйст­венной продукции».

Из всего сложного структурного образования, каким является агробизнес, особое внимание вызывает сельскохозяйственное про­изводство. Данному типу хозяйствования свойственны структура и система экономических отношений, присущие рынку свобод­ной конкуренции:

  • во-первых, здесь много производителей;
  • во-вторых, несмотря на наличие крупных и мелких ферм, никакой производитель не может повлиять на рыночную цену;
  • в-третьих, характерна однородность продукции;
  • в-четвертых, отсутствие входных барьеров на рынок, кото­рые являются серьезным препятствием для появления новых фирм на рынках несовершенной конкуренции.

Вторая сфера агробизнеса представлена материально-техниче­ской базой обеспечения средствами производства. Здесь можно выделить три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли характеризуются типичной оли- гопольной структурой, т.е. доминированием в производстве и на рынках нескольких крупнейших фирм. Их поведение не может не быть взаимосогласованным как в определении объемов производ­ства, так и в политике ценообразования. Для таких рынков харак­терны естественная технологическая монополия, ощутимые вход­ные барьеры. Существует и возможность контроля над ценой.

Третья сфера — сфера услуг, предоставляемых фермерам (снабженческих, ремонтно-тсхнических, агрохимических, мелио­ративных и др.), тесно связана с рынком ресурсов.

Четвертая сфера агробизнеса — маркетинговая — неоднородна не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик.

Эффективность агробизнеса в развитых странах — во многом результат активного вмешательства крупнейших промышленных, торговых фирм и кооперативов в производство продовольствия, что не только обеспечивает полное удовлетворение потребностей всех отраслей комплекса в средствах производства, но и стало ор­ганизационной базой агропромышленной интеграции на уровне предприятий. Развитие такой интеграции является важной и не­отъемлемой чертой формирования агробизнеса.