counter?id=2204607;js=na Какие институты формируют институциональную структуру ЕС?
logo Какие институты формируют институциональную структуру ЕС?

Европейский совет — высший политический орган ЕС, опреде­ляет политическую стратегию ЕС.

Совет министров является главным институтом принятия ре­шений.

Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный наднациональный ин­ститут не только проводит в жизнь уже действующие законы, но и разрабатывает законодательство ЕС, управляет финансами ЕС.

Европейский парламент (ЕП) участвует в процессе выработки и принятия новых законов, контролирует работу КЕС, следит за расходованием финансовых средств, принятием и исполнением бюджета.

Европейский суд обеспечивает примат прав ЕС над националь­ным правом государств—членов ЕС, следит за единообразным толкованием законодательных актов ЕС и их исполнением, урегу­лирует противоречия в текущей практике деятельности ЕС.

Как протекают интеграционные процессы в сфере финансов?

Основой наднационального и межнационального финансово­го регулирования всех сторон деятельности ЕС является общий бюджет Евросоюза. В финансовый механизм ЕС включаются:

а)  Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства — источник финансирования единой аграрной полити­ки ЕС;

б)  Европейский социальный фонд — источник финансирова­ния программ по оказанию помощи депрессивным регионам, ох­ваченным структурной безработицей;

в)  Европейский фонд регионального развития — источник финансирования программ по выравниванию уровня экономиче­ского развития различных регионов Сообщества;

г)  Европейский фонд развития — источник оказания помощи странам, проходящим начальный этап интеграции (ассоцииро­ванным членам ЕС);

д)  Европейский инвестиционный банк — институт финанси­рования региональных программ по модернизации предприятий за счет долгосрочных кредитов и гарантий.

Каковы основные доходные и расходные статьи общего бюджета ЕС?

Доходная часть бюджета ЕС формируется за счет отчислений от налога на добавленную стоимость в размере 1,4% от нацио­нальных поступлений, таможенных пошлин, взимаемых при им­порте в зону ЕС промышленных товаров из третьих стран, аграр­ных компенсационных сборов на импортируемую продукцию, от­числений из национальных бюджетов.

Расходная часть бюджета предназначается для проведения аг­рарной (на единую сельскохозяйственную политику ЕС прихо­дится 48% бюджета Союза), региональной, социальной, науч­но-технической и промышленной политики стран ЕС, оказания помощи развивающимся странам, а также для покрытия админи­стративных расходов. В расходную часть бюджета включаются расходы основных бюджетных фондов ЕС.

Как происходит процесс гармонизации налогов в странах ЕС?

Процесс налоговой гармонизации предполагает применение в налогообложении одинаковых схем и постепенное сглаживание разницы в налоговых ставках. Во всех странах ЕС действует налог на добавленную стоимость и удельный вес НДС в общей сумме налогов составляет в Германии, Франции, Великобритании при­мерно одну и ту же величину - 17 — 18%. Однако колебания доли прямых налогов в бюджетах отдельных стран значительны: если поступления от налога на прибыль в Германии составляет 4,7%, то в Великобритании — 11%.

Каковы основные направления структурной политики ЕС?

Основными направлениями структурной политики ЕС являются структурная перестройка западно-европейского сельского хозяй­ства, деиндустриализация экономики ЕС на основе развития но­вых наукоемких технологий. Динамичное изменение структуры хозяйства на основе достижений науки и техники приводит к со­кращению доли традиционных отраслей (текстильной, металлур­гической, угледобывающей), к закрытию предприятий базовых отраслей и возникновению депрессивных регионов с массовой безработицей. Это вызывает необходимость эффективного реше­ния вопросов структурной перестройки экономики, повышения ее научно-технического потенциала.

Структурная политика проводится одновременно на двух уров­нях: отраслевом и региональном.