counter?id=2204607;js=na Как экономическая теория объясняет устойчивость цен на рынке олигополий?
logo Как экономическая теория объясняет устойчивость цен на рынке олигополий?

Наиболее убедительно ответ на этот вопрос описан в моделях лидерства в ценах, ломаной кривой спроса и в модели Курно.

Модель лидерства в ценах описывает действие фирм, не со­стоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер как самая крупная фирма. Он про­считывает уровень цены, устраивающий не только его, но и ос­тальных участников рынка. В противном случае возможны изну­рительные ценовые войны, от которых проигрывают все.

Модель ломаной кривой спроса исходит из того, что главное на­правление конкурентной борьбы состоит в наращивании доли за­воеванного рынка: чем больше доля, тем богаче фирма. Увеличе­ние цены отпугивает покупателей и заставляет их переметнуться к конкурентам, у которых автоматически увеличится доля рынка. Поэтому если конкурент повышает цену, все остальные продавцы не повторяют его действий, и конкурент теряет покупателей.

При снижении цены всем остальным продавцам придется по­ступать так же во имя сохранения своей доли рынка, но все они теряют доход. Фирмы вынуждены использовать способ обогаще­ния, минуя манипуляции с ценами.

Французский экономист А. Курно объяснил устойчивость цен на рынке дуополии (два продавца), анализируя эластичность кри­вой спроса. Он указал, что фирма снижает цену ради увеличения продаж только до тех пор, пока выигрыш от увеличения доли рынка перекрывает потери от снижения цены. Когда достигается точка единичной ценовой эластичности, снижение цены делается бессмысленным. Подобная ситуация возникает и у конкурента.

В результате оба участника рынка сохраняют и масштабы произ­водства, и уровень цен.

Как отражен принципиально новый характер конкурентной борьбы на рынке олигополий в модели теории игр?

Теория игр используется в анализе неопределенных ситуаций. Случайных ситуаций на рынке олигополий достаточно много, по­скольку стратегия фирмы зависит не только от ее структурных производственных позиций, но и от субъективных решений кон­курентов. Каждый шаг фирмы вызывает реакцию ее соперников, у которых в арсенале целый набор ответных мер. Успешная кон­курентная борьба в этих условиях предполагает исследование многочисленных сценариев разворачивания событий, получившее название «ситуационное планирование». Оно опирается на мат­рицу выигрышей при различных вариантах взаимодействия участ­ников рынка. Как ее строить — подсказывает теория игр. На ее основе выбирается наилучший стратегический ход.