counter?id=2204607;js=na Каковы последствия монополистической конкуренции?
logo Каковы последствия монополистической конкуренции?

Подобный рынок предоставляет потребителям несомненные выгоды:

1) он направлен на удовлетворение многообразных индивиду­альных запросов и предлагает большой ассортимент товаров;

2) постоянная погоня за улучшением качества товара не толь­ко способствует удовлетворению существующих потребностей, но и формирует новый товар, а вместе с ним появляется и новая потребность;

3) сохранение угрозы конкуренции в долговременном периоде не позволяет фирме почивать на лаврах: совершенствование про­изводства требует приложения определенных усилий, что способ­ствует экономическому развитию.

Однако этот рынок с точки зрения общества имеет и слабости:

1) поскольку равновесная цена монополистического конкурен­та включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совер­шенного конкурента, но ниже, чем у чистого монополиста, не знающего конкурентов;

2) возможность получения монопольной прибыли приводит к тому, что производитель не всегда стремится сокращать издерж­ки на единицу продукции, поэтому такой рынок не нацеливается на максимум производственной эффективности. Кроме того, та­кой рынок может формировать неполную загруженность мощно­стей, так как производитель выбирает ориентацию на эксклюзив, т.е. на ограниченное количество покупателей. В результате произ­водственная структура не обеспечивает оптимальности.

Что представляет собой олигополия и каковы ее признаки?

Олигополия представляет собой структуру, при которой от­раслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производите­лей. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как стандарт­ными, так и дифференцированными. Типичные признаки олигополистического рынка:

а) малое количество фирм, которые, однако, в состоянии на­полнить рынок;

б) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

в) стратегия фирмы строится с учетом реакции на нее конку­рента. Стратегический менеджмент здесь вынужден предугады­вать возможные шаги конкурентов и вырабатывать арсенал аль­тернативных решений;

г) цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы;

д) рынок олигополии демонстрирует склонность его участни­ков к согласованным действиям или тайному сговору при уста­новлении цен. В этом случае олигополистический рынок перерас­тает в рынок чистой монополии.

Почему рынок олигополий склонен к картельным соглашениям? Каковы их последствия?

Ограниченное количество конкурентов создает условия для координации их действий во имя сокращения потерь от конку­ренции и возможности максимизации прибыли для всех участни­ков рынка. Объектом договоренности являются отпускные цены и квоты продаж или же территориальный раздел рынков. Подоб­ные сговоры (монопольные союзы) получили название картелей. Чаще всего они ведут к сокращению производства и взвинчива­нию цен, поэтому часто запрещаются законом и действуют как тайный сговор. Явная или тайная картель, по существу, превра­щается в монопольную структуру, работающую по правилам мо­нопольного рынка с его стратегическими ориентирами:

Р > МС = MR > AC.

Картельные соглашения относительно неустойчивы по причи­не конкурентной борьбы внутри их участников. Со временем они могут требовать пересмотра условий соглашения для завоевания себе более выгодных позиций: пересмотра квот или долей рынка. Возможно и появление новых участников рынка, что также тре­бует новых условий координации.