counter?id=2204607;js=na Каковы виды существования монополии?
logo
logo

В зависимости от причин, вызывающих монопольную власть монополии разделяются на две большие группы: закрытые моно­полии и открытые.

Закрытые (административные) монополии возникают, если мо­нопольное положение фирмы защищено законодательно или иными административными мерами, ограждающими ее от конкуренции. Открытая монополия достигает монопольной власти в результате конкуренции, которая утверждает отраслевого лидера, капитализирующего свои доходы и расширяющего свою долюрынка. Открытая монополия может носить временный характер, если она строится лишь на достигнутых преимуществах освоения технического прогресса или лидерстве в качестве продукции, так как конкуренты могут лишить фирму таких преимуществ.

Особую группу образуют естественные монополии, выгодность которых обусловлена чисто техническими причинами, когда сосредоточение ресурсов в одних руках обусловлено законами производственного цикла. Дробление такого производства чревато удорожанием продукции в связи с ростом издержек. В России к таким монополиям относят РАО ЕС, ГАЗПРОМ и управление железными дорогами.

Каковы ориентиры монополиста при выборе ценовой стратегии и наиболее выгодных объемов производства?

Если на рынке совершенной конкуренции фирма приспосаб­ливается к сложившимся рыночным ценам, то на монопольном рынке она сама выбирает наиболее выгодный уровень отпускных цен. На обоих рынках фирмы определяют и наиболее выгодные объемы производства на основе равенства предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

Каковы особенности формирования спроса на монопольном рынке?

Работая на переполненном рынке, монополист может продать дополнительную партию товара, только снизив цену на свобод­ном рынке, который только осваивается, дополнительный товар можно продать и по прежним ценам. Эту ситуацию отображает нисходящая кривая спроса и ее наклон, а также то, что скорость снижения предельного дохода (MR) будет превышать скорость снижения цены (Р), т.е. Р > MR. Подобный результат достигается за счет того, что понижение цены происходит при каждом увеличении оптовой продажи. Новые более низкие цены распространя­ется не только на одну дополнительно продажную партию товара, а на всю совокупность выпущенных партий. Поэтому сниже­ние цены от увеличения продаж на одну новую партию приводит к падению дохода от продажи всех предыдущих партий.

Стратегия роста продаж для монополиста возможна до тех пор, пока валовая выручка от дополнительных; продаж компенси­рует убытки от снижения цены. Если убытки такого рода превы­шают дополнительный доход от роста продаж, монополист выну­жден отказаться от наращивания производству. Это означает, что монополист заинтересован оставаться только на эластичном секторе кривой спроса.