counter?id=2204607;js=na От каких типичных заблуждений относительно поведения монополиста следует отказаться?
logo От каких типичных заблуждений относительно поведения монополиста следует отказаться?
  1. Монополист всегда заинтересован во взвинчивании цен. Такой взгляд упускает из вида, что в арсенале стратегией монопо­листа видную роль играет получение дополнительного дохода от увеличения продаж. На переполненном рынке реализация такой стратегии возможна при снижении цен.
  2. Монополист всегда стремится к наивысшей рентабельности единицы продукции. Подобное поведение противоречит принци­пу максимизации дохода, который предусматривает иную страте­гию — наибольший прирост общей массы прибыли.
  3. Чистый монополист всегда получает монопольную при­быль. На самом деле он может работать неэффективно и даже стать банкротом.

Почему монополист прибегает к ценовой дискриминации?

Ценовая дискриминация — это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Примене­ние ценовых льгот для определенных групп покупателей позволя­ет монополисту получить большую массу прибыли за счет расши­рения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличе­ние цен для других, более обеспеченных групп — компенсировать потери.

Как влияет чистая монополия на развитие производства?

Цена монополистического рынка выше по сравнению с уров­нем цен на рынке совершенной конкуренции. Более высокая цена позволяет монополисту получать дополнительный доход ис­ключительно за счет ценовой стратегии без инвестиционных уси­лий. Такая тенденция сдерживает развитие производства.

Однако монополия отнюдь не всегда тормозит экономический рост. Она может и содействовать ему, благо инвестиционных ре­сурсов для этого у нее больше, чем у иных инвесторов. Кроме того, она может быстро наполнить рынок товарами, если ей вы­годна стратегия эффекта масштаба.

На каком рынке действует монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция — это конкуренция с элемен­том монополизма, связанная со стремлением достичь уникально­сти продукции. Признаки рынка монополистической конкурен­ции:

1)   ориентация на разброс вкусов потребителей, поэтому такой рынок называют рынком дифференцированного продукта;

2)   множество функционирующих фирм, что делает невозмож­ным сговор между ними по поводу сокращения производства и взвинчивания цен;

3)   отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Не­большие фирмы, характерные для этого рынка, не способны их обеспечить;

4)   продавец в своих решениях относительно цены и объема производства в малой степени считается с возможной реакцией конкурентов, так как каждый из них, выпуская различные това­ры, не способен переманить его покупателей.

Каким образом рынок монополистической конкуренции сочетает черты монополии и совершенной конкуренции?

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом мо­нополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет. Это озна­чает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: Р > МС = MR < АС. В долгосрочном периоде, по­скольку рынок перерастает в конкурентный, эта формула выгля­дит иначе:

Р-МС = MR=AC.

Почему возможности монополистического конкурента по­вышать цены более ограничены по сравнению с чистой монополией?

Монополистический конкурент действует на рынке не один, каждому товару противостоят еще и заменители. Резкое повыше­ние цены может заставить покупателей уйти на рынок замените­ля. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком чистой монополии.