counter?id=2204607;js=na Как трактуется экономической теорией понятие «спрос»?
logo
logo

Спрос — это обобщающий термин, характеризующий поведе­ние как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности. Это — плате­жеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

 Индивидуаль­ный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в де­нежной форме.

Совокупный спрос — платежеспособную потреб­ность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким обра­зом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы:

D = Р xQ,

где D — спрос (от англ. Demand — спрос);

Р— цена;

Q— количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.    i

Как определить объем спроса?

Объем (величина) спроса определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели же­лают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и фак­торов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения и т.д.

Какую связь характеризует закон спроса?

Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он говорит, что при прочих равных усло­виях величина спроса находится в обратной зависимости от изме­нения цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен опре­деляется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупа­тельную способность потребителей и, в-третьих, насыщение рын­ка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (демонстрация закона убывающей предельной полезно­сти). Поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низким ценам. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара, а потребителям, которые раньше не могли себе позволить покупку, начать приобретать этот товар.