counter?id=2204607;js=na На какие группы принято разделять факторы, влияющие на спрос?
logo
logo

Факторы, влияющие на спрос, принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор — это цена на данный товар. Дей­ствие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные точки: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спро­се, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Среди неценовых факторов наиболее существенное воздейст­вие на положение кривой спроса оказывают:

а) доходы потребителей. Как правило, по мере роста дохода потребителя увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называ­ются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют аль­тернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, кар­тофель, подержанные веши и т.д. Спрос на товары низшей кате­гории изменяется в противоположном направлении при измене­нии дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении доходов — увеличение потребления;

б)  спрос и цены на взаимосвязанные товары. Если увеличивает­ся цена одного из взаимозаменяемых товаров (говядина), то это влечет за собой рост объема спроса на другой товар-субститут при каждом значении цены (куриные окорочка). Товары называются взаимозаменяемыми, потому что могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну и ту же потреб­ность.

Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. Поэтому если увеличивается цена одного из них, то это снижает объем спроса на другой взаимодо­полняемый продукт. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса не только на нее, но и на кроссовки;

в)  вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д.;

г)  ожидания покупателей. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения.

Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше поку­пать товаров сегодня, и наоборот. То же можно сказать относи­тельно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не эко­номят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот;

д)  число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос;

е) размер рынка (размер предложения). Как правило, чем боль­ше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спро­са сдвигается вправо;

ж)  реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, осо­бенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная рек­лама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.