counter?id=2204607;js=na Какие изменения в производстве привели к изменениям в теории фирмы?
logo
logo

В конце XX в. в производстве формируются новые тенден­ции, отрицающие цели и установки индустриальной экономи­ки. Осуществляется ориентация на качество и диверсификацию благ и производственных процессов, получают распространение небольшие, но высокопроизводительные фирмы, использую­щие новые технологии, внедряющие технологические процессы и продукты, требующие меньше сырья и энергии, которые соз­дают возможность ориентации на конкретного, персонализиро­ванного потребителя. Оформляется тенденция к дематериализа­ции производственных процессов. Определяющим фактором в развитии постиндустриальной экономики является интеллек­туальный капитал. Он становится параметром «истинной стои­мости фирмы». Целевая функция фирмы наполняется более бо­гатым содержанием: максимизируя прибыль, объем продаж, фирмы стремятся максимально соответствовать целям общества и личности.

Как отражаются ресурсные ограничения фирмы?

Ресурсные ограничения и возможности фирмы отражает мо­дель «границы производственных возможностей» (кривая трансфор­мации). Если ресурсы фирмы не полностью вовлечены в произ­водственный процесс, это означает, что имеются резервы увели­чения объемов производства. Наличие резервов позволит при благоприятной конъюнктуре увеличить выпуск пользующегося спросом товара, не сокращая выпуск другой продукции, либо ко­ренным образом реструктурировать производство в зависимости от динамики спроса.

В чем суть закона убывающей доходности?

Закон убывающей доходности (производительности, отдачи и возрастающих затрат) отражает связь между увеличением вло­жения конкретного фактора и эффектом от такого увеличения. Он гласит, что при данном уровне техники, технологии и органи­зации вложение в производство одного из видов применяемых факторов при неизменном количестве всех остальных ведет к убывающей отдаче от того фактора, вложения которого увели­чиваются.

Какая закономерность проявляется при одновременном увеличении вложения всех факторов производства?

В ситуации одновременного увеличения всех факторов произ­водства имеет место эффект доходности на основе увеличения масштаба производства, а именно: увеличение объема производ­ства продукции по сравнению с увеличением масштабов произ­водства происходит в такой же или в большей степени. В этом случае все виды затрат увеличиваются в одинаковой пропорции, поэтому до определенного предела будет иметь место сбалансиро­ванный рост масштабов производства и возрастание доходности.

Что такое производственная функция?

Между количеством используемых факторов производства и количеством произведенного продукта существует зависимость, которая выражается производственной функцией: Q = /(Fh Fz F3,... ...Fn), где Q— максимальное количество произведенной продук­ции при наилучшей комбинации всех факторов; п — число пере­менных факторов, Fi — Fn — количество фактора.

Какая взаимосвязь существует между эффективностью и размером фирмы?

Размер фирмы, превышающий оптимальные пределы, приво­дит к появлению трудноуправляемых или неуправляемых пред­приятий с высоким уровнем издержек, снижающих эффектив­ность. Взаимосвязь между эффективностью и размером фирмы отражает правило: чтобы удержать эффективность, необходимо обеспечить оптимальный размер фирмы.

Какие отношения складываются между крупным, средним и мелким бизнесом?

Отношения между мелким, средним и крупным бизнесом складываются в условиях различных видов стратегии, позволяющих сохранять конкурентоспособность различным фирмам. Виолентная стратегия — это стратегия крупных фирм, осуществляю­щих массовый выпуск стандартной продукции и обслуживающих рынки массового спроса. Патиентная (нишевая) стратегия реали­зуется высокоспециализированными фирмами, обслуживающими узкий круг потребителей, выпуская продукцию, пользующуюся ограниченным спросом. Эксплерентная стратегия — стратегия мелких фирм, осуществляющих «принцип первопроходца», обла­дающих высококвалифицированными кадрами и стремящихся реализовать новые идеи. Коммутативная стратегия характерна для мелких неспециализированных фирм, удовлетворяющих текущие конъюнктурные потребности на локальных рынках и изменяю­щих сферу деятельности с изменением конъюнктуры.