counter?id=2204607;js=na Какова сущность понятия «рынок»?
logo
logo

Рынок — это целостная система экономических отношений между продавцами и покупателями, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Верно ли утверждение, что в рыночной экономике вопрос, какие товары должны производиться, в конечном счете решает потребитель?

Действительно, в рыночной экономике товар, не нашедший покупателя, перестает производиться, а товар, который оказыва­ется в дефиците при более высокой рыночной цене, станет изго­тавливаться в большем объеме. Поэтому в конечном счете, какие товары и в каком объеме должны производиться в рыночной эко­номике, зависит от предпочтений и выбора потребителей. Гово­рят, что потребители «голосуют кошельком» за или против производства тех или иных товаров.

Какова сущность и признаки свободного рынка?

Свободный рынок — это идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена. Модель свободного рын­ка — это абстракция, не существующая в реальной экономике, но позволяющая сравнить любой реальный рынок с моделью совер­шенной конкуренции и выявить, насколько выполняются условия свободной конкуренции. Существуют ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентно­го) рынка:

  • неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него;
  • абсолютная мобильность материальных, трудовых, финан­совых и прочих ресурсов;
  • наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о спросе и предложении, нормах прибы­ли, рыночных ценах и т.д.);
  • абсолютная однородность одноименных продуктов (отсут­ствие товарных марок и т.п.);
  • невозможность участников конкуренции оказывать влияние друг на друга.

В чем сущность понятия «спрос»?

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. по­требность, которую потребитель может оплатить. Другими слова­ми, спрос — это то количество товара, которое потребители гото­вы купить по определенной цене.

В чем сущность понятия «предложение»?

Предложение — это то количество товара, которое продавцы готовы продать по определенной цене.

Что такое равновесная цена?

Равновесная цена — цена, при которой спрос на товар равен предложению товара. При равновесной цене весь товар раскупает­ся, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Каким образом действует механизм саморегуляции рынка?

Повышение цен выше равновесного уровня приводит к пере­насыщению рынка товарами, росту товарных запасов и появле­нию нереализованной продукции. Это заставляет продавцов по­низить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приводит к уве­личению количества покупателей. Возникает дефицит товара, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цену товара и увеличить свой доход.

Таким образом, стихийные силы рынка, воздействуя на част­ные интересы продавцов и покупателей, корректируют рыночные силы, приближая их к равновесной величине. Рыночный меха­низм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равно­весие цен и объемов производства, становится способом эконо­мического развития, основанного на саморегуляции.

Каковы положительные черты рыночных отношений?

1. Конкуренция заставляет производителей выпускать товары с минимально возможными издержками, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресур­сов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.

  1. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продук­цию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохра­няет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качест­во выпускаемой продукции. Это — функция адаптации производ­ства к меняющемуся спросу.
  2. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряют­ся. Это — санирующая функция рынка. Рынок выбирает эффектив­ных производителей и отбраковывает отсталое производство.
  3. Рынок выполняет важную информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки по кредиту и др., принимать хозяйствен­ные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся ры­ночных требований.