counter?id=2204607;js=na Культура России первой половины XIX в.
logo
logo

Примерный план ответа

1. Определение понятия «культура».

2. Характерная черта развития культуры это­го периода — начало процесса демократизации культуры, т. е. увеличения числа деятелей куль­туры из непривилегированных слоев общества, а также приобретение русской культурой миро­вого значения.

3. Развитие литературы. «Золотой век» рус­ской литературы: окончательное оформление рус­ского литературного языка, интенсивность раз­вития, постоянная смена стилей, их параллель­ное существование.

Ключевые даты

Начало 1800-х гг. — господство сентиментализма. Основные черты: раскрытие внутрен­него мира человека, идеализация жизни простых людей. Охарактеризовать творчество Н. М. Ка­рамзина.

1810 — 1820-е гг. — господство романтиз­ма. Основные черты: героические образы, проти­вопоставление героев обществу и т. д. Представи­тели: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов на ран­нем этапе творчества, В. А. Жуковский.

1830 — 1840-е гг. — господство реализма. (* Назовите его основные черты.) Представители: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, А. Н. Остров­ский, И. А. Гончаров.

4. Развитие архитектуры. Расцвет позднего классицизма — ампира.

(* Почему так назван?

Ответ. от французского слова «империя».)

Образец — на­следие Древнего Рима. Основные черты: монумен­тальность, строгость, использование скульптуры и военной атрибутики. Архитекторы: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, Дж. Кваренги (назвать творения этих архитекторов). В 40—50-е гг. XIX в. ампир сменился эклектикой (смешением стилей). Ве­дущий архитектор — К. А. Тон. Его основные творения: Большой Кремлевский дворец, Ору­жейная палата, храм Христа Спасителя — все в Москве.

5. Развитие живописи. Существование раз­личных школ и направлений: классическая, ака­демическая школа (JI. А. Бруни), романтическая школа (К. П. Брюллов), реалистический портрет (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин), критиче­ский реализм (П. А. Федотов, В. В. Пукирев). Творчество А. А. Иванова.

6. Развитие музыки. Оформление отечествен­ной композиторской школы, использование на­родной музыки. Композиторы: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. А. Алябьев.

7. Развитие театрального искусства. Созда­ние русской драматической школы: А. Е. Мар­тынов, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин. Следует рассказать о роли Малого театра в утверждении демократического и реалистического направле­ний на русской сцене.

8. Вывод. Российская культура в этот период приобретает мировое значение.

Эпоха Великих Реформ

Ответ следует начать с анализа причин, побу­дивших правительство приступить к подготовке реформ. Затем необходимо рассказать о самих реформах, отметив их особенности. В ходе ответа особое внимание надо уделить позиции дворянст­ва — главной социальной опоры правящего ре­жима.

Причины проведения реформ:

• внешнеполитический фактор (является главным) — поражение в Крымской войне пока­зало технико-экономическую отсталость стра­ны, создало угрозу превращения России во вто­ростепенную державу;

• социально-экономический фактор — резкий рост крестьянских выступлений: 1857 г. — 192 выступления, 1858 г. — 528, 1859 г. — 938;

• политический фактор — личные, достаточ­но либеральные взгляды Александра II (1855— 1881), понимавшего необходимость проведения реформ, а также возникновение при император­ском дворе либерального кружка, члены которого (брат царя — великий князь Констан­тин Николаевич, великая княгиня Елена Пав­ловна, братья Д. А. и Н. А. Милютины) постоян­но подталкивали царя к активным действиям, не давали ему подпасть под влияние консерваторов-крепостников.