counter?id=2204607;js=na Культура россии середины второй половины XVIII в.
logo
logo
 

1.  Определение понятия «культура».

2.  Характерная черта развития культуры это­го периода — завершение процесса секуляриза­ции культуры, господство классицизма.

3.  Господство идеологии Просвещения и уси­ление роли науки. Деятельность Академии наук, М. В. Ломоносова, JI. Эйлера. Создание Москов­ского университета. Деятельность изобретателей И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

(* В чем при­чины нереализованности их потенциала в России?

От­вет: в условиях господства феодально-крепостническо­го хозяйства, в целом носившего натуральный характер, подобные изобретения просто не могли найти примене­ния.)

Кратко рассказать о распространении идей Просвещения в России, деятельности Н. И. Но­викова и А. Н. Радищева.

(* Что так напугало Екате­рину II в «Путешествии из Петербурга в Москву» Ради­щева и деятельности масонских кружков Новикова?

От­вет: возникновение оппозиции в среде главной социаль­ной опоры монархии — дворянства в условиях шаткости прав на престол самой Екатерины.)

4.   Классицизм в литературе. Его признаки: принцип единства времени и места действия, ориентация на античные литературные произве­дения Софокла, Еврипида, Горация, Вергилия и др., использование «говорящих» фамилий. Де­ятельность Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина.

5.   Классицизм в архитектуре и скульптуре. Следует обязательно отметить, что до 1770-х гг. господствовало барокко. Его признаки: кра­сочность, декоративность, использование драго­ценных металлов при оформлении интерьеров. Необходимо упомянуть работы В. В. Растрелли.

С 1780-х гг. господствующим стилем стал клас­сицизм. Его признаки: строгая симметрия, на­личие колонн, портика, купола, строгость в оформ­лении интерьеров; образцом служили памятники античной архитектуры. В качестве примера на­звать постройки В. И. Баженова, М. Ф. Казако­ва, И. Е. Старова.

Во второй половине XVIII в. начинается рас­цвет русской скульптуры. Просветительская идея создания образа идеального героя реализу­ется как в реалистических портретах (Ф. И. Шу­бин), так и в обобщенно-монументальных геро­ических образах (М. И. Козловский).

В заключение надо кратко рассказать о раз­витии дворцово-парковой, усадебной культуры, привести примеры — Кусково, Останкино и т. д.

6.   Классицизм в живописи. Становление оте­чественной художественной школы, особенно в портретном жанре. Творчество Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

7.   Вывод. Русская культура этого периода ориентировалась на лучшие достижения запад­ной культуры, усваивая их, но при этом не теряя своей самобытности; шло становление русского литературного языка и отечественных школ в жи­вописи, скульптуре и архитектуре.