counter?id=2204607;js=na Культура россии XVII в.
logo
logo

Внешняя политика. Рассматривать ее необходимо с точки зрения решения двух основных задач: борьбы за выход к морям и возврата территорий, потерянных во время Смуты.

Ключевые даты:

1632—1634 гг. — Смоленская война: ее цели, ход. Поляновский мир: Смоленск остался у Польши, но король Владислав IV окончательно отказался от прав на русский престол.

1637—1642 гг. — «Азовское сидение».

(* По­чему Земский собор отказал казакам в помощи?

Ответ: не было денег на ведение длительной войны с Осман­ской империей.)

8 января 1654 г. — воссоединение Украины с Россией.

1654—1667 гг. — война с Польшей. Андрусовское перемирие: Россия получила Смолен­скую и Черниговскую земли и Левобережную Украину, а также Киев сроком на два года.

1656—1661 гг. — безрезультатная война со Швецией. Кардисский мир: сохранение ста­тус-кво.

1676—1681 гг. — война с Османской импери­ей. Причины: претензии турок на Украину. Оса­да турками крепости Чигирин. Бахчисарай­ский мир (заключен на 20 лет): признаны права России на Левобережную Украину и Киев.

1686 г. — «вечный мир» с Польшей: Киев остается за Россией, Россия вступает в союз с Польшей, Францией, Австрией и Венецией про­тив Турции. Это был крупный внешнеполитиче­ский успех, так как впервые после Смуты Рос­сию признали полноправным международным партнером.

1687 и 1689 гг. — два неудачных похода в Крым князя В. В. Голицына, предпринятых в со­ответствии с условиями «вечного мира» с Поль­шей.

Вывод: Россия смогла решить только одну из двух главных задач — добилась возврата захва­ченных Польшей территорий. Получить выход к морям ей не удалось.

Культура россии XVII в.

1.  Определение понятия «культура».

2.  Характерная черта развития культуры это­го периода — начало процесса ее секуляриза­ции, т. е. обмирщения, падения влияния церкви на культуру.

3.  Проявления этого процесса в разных облас­тях культуры:

-  в литературе — прекращение летописания: традиционно летописи составлялись в монасты­рях. Формирование двух основных направлений в литературе — охранительного (Симеон Полоц­кий, Юрий Крижанич) и обличительного (народ­ные сатирические повести — «Повесть о Шемяки­ной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злочастии», произведения раскольни­ков — «Житие протопопа Аввакума»);

-  в архитектуре — появление стиля «мос­ковское барокко», не соответствовавшего обще­принятым церковным канонам в архитектуре. Его основные черты: декоративность (многочис­ленные украшения), многоярусность сооруже­ний, сочетание белого и красного цветов. Доста­точно интенсивное строительство гражданских зданий (палаты Шуйских, Романовых в Зарядье и т. д.);

-  в живописи — появление помимо икон («строгановское письмо») так называемых пар­сун (пример: парсуны Алексея Михайловича ра­боты Симона Ушакова).

4.  Зарождение отечественной науки и свет­ской системы образования: деятельность Симео­на Полоцкого, создание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии, где изучалось не только богословие, но и светские дисциплины (матема­тика, медицина).

5.  Появление первого в России театра, со­зданного при дворе Алексея Михайловича. На его сцене ставились пьесы не только религиозно­го, но и светского содержания.

6.  Вывод: в России в XVII в. начался процесс секуляризации культуры, процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения.