counter?id=2204607;js=na Реформы центрального управления
logo
logo

2)  реформы центрального управления:

•  1711 г. — создание вместо Боярской думы

Сената (* Охарактеризуйте его функции как высшего судебного и исполнительного органа.) и органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции: контроль над деятельностью Сена­та, коллегий, местной администрации;

•  1717 — 1721 гг. — создание вместо 44 прика­зов 11 (затем 14) коллегий. Необходимо проана­лизировать структуру коллегий и порядок при­нятия ими решений, объединив их в три блока: силовые (Военная, Морская, Иностранных дел), финансовые (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия), экономические (Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат);

•  1721 г. — завершение церковной реформы. Создание Синода, являвшегося частью государ­ственного аппарата, означало окончательное под­чинение церкви государству;

•  1722 г. — издание Табели о рангах. Ее структура, порядок получения чинов и продви­жения по службе. Значение: новый принцип за­нятия должностей не по знатности рода, а в соот­ветствии с личными способностями, уровнем об­разования; дворянство превратилось в открытое сословие, пополняющееся за счет наиболее та­лантливых представителей других сословий.

Реформы в области культуры и образования. Их следует рассматривать по следующим направлениям:

•  насильственное насаждение западного обра­за жизни и культурных ценностей (* Проанализи­руйте, почему так происходило.);

•  усиление светских начал в образовании и культуре: переход на новое летосчисление, введе­ние гражданского шрифта, создание первого му­зея — Кунсткамеры, первой печатной газеты, первого общедоступного театра и т. д.;

•  организация ассамблей (» Какую роль они сыг­рали? Ответ: способствовали быстрому усвоению дво­рянством европейского образа жизни, а также улучше­нию положения женщин в обществе.);

•  новшества в архитектуре (строительство Пе­тербурга по заранее намеченному плану, первые дворцово-парковые ансамбли в Петергофе и Ора­ниенбауме — подражание французскому Вер­салю) и в живописи (появляется портретный жанр — портреты Петра I работы А. В. Матвеева и И. Н. Никитина).

Итоги: при Петре I активно шел процесс се­куляризации культуры, но насильственное на­саждение западных культурных ценностей име­ло как плюсы, так и минусы, в частности созда­ние культурного барьера между дворянством и другими сословиями.

Внешняя политика.

Главная цель — борьба за вы­ход к морям. Особое внимание следует обратить на то, что первоначальной целью Петра I была борьба за выход не к Балтийскому, а к Черному морю. Попытка реализации этой цели — два Азовских похода 1695 — 1696 гг. и Великое по­сольство 1697 — 1698 гг.

(* Какова была его главная задача и почему ее не удалось выполнить?

Ответ: цель — найти союзников в борьбе против Османской империи; добиться этого не удалось, так как великие европейские державы готовились к войне за испанское наследство.)

Лишь из-за неудачи Великого посольства проис­ходит переориентация всей внешней политики с южного направления на северное (борьба со Шве­цией за выход к Балтике).