counter?id=2204607;js=na Храмы Москвы. Русская культура XIV—XVI вв.
logo
logo

1.  Определение понятия «культура».

2.  Характерная черта развития культуры это­го периода — огромное влияние церкви на куль­туру. Культура носила в основном религиозный характер, центрами культуры и образования бы­ли монастыри.

3.  Развитие литературы. Для произведений XIV — XV вв. главной темой является борьба с монголо-татарскими захватчиками, воспевание героизма русских воинов и единства русских зе­мель. Причем если первоначально преобладали мотивы жертвенности и пессимизма («Плач о по­гибели Русской земли», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Сказание о Евпатии Коловрате»), то затем — оптимизм и вера в скорое освобожде­ние («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побо­ище»).

В XV в. популярным становится жанр «хож­дений» — описаний путешествий в другие стра­ны. Самое известное — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Для XVI в. характерна резкая активизация общественно-политической мысли. Помимо ду­ховно-религиозных произведений (многочислен­ные жития святых, «Четьи-Минеи» митрополита Макария) появляются и сочинения светского ха­рактера.

Самые известные произведения этого периода:

  • послания Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, в которых нашли отражение споры иосифлян и нестяжателей (сторонников и про­тивников церковного землевладения);
  • «Домо­строй» Сильвестра — книга о правильном ве­дении домашнего хозяйства, которая одновре­менно играла роль семейного кодекса;
  • послание Василию III псковского монаха Филофея, кото­рый доказывал, что Москва является право­преемницей Римской и Византийской империй (концепция «Москва — третий Рим»);
  • «Сказа­ние о князьях владимирских», в котором ут­верждалось, что Рюриковичи происходят от рим­ского императора Августа;
  • челобитные Ивана Пересветова, в которых фактически была из­ложена программа реформ Избранной рады (по одной из версий, их написал сам Иван Грозный);
  • переписка Ивана Грозного и князя А. М. Курбского.

В 1564 г. Иван Федоров выпустил первую русскую датированную печатную книгу — «Апос­тол».

4. Развитие архитектуры. До начала XIV в. каменных зданий на Руси не строилось. Камен­ное строительство возобновилось в Новгороде (церковь Федора Стратилата на Ручье, 1360 — 1361 гг.), а затем в Москве (белокаменный Кремль, 1366 — 1367 гг.). В XV в. началось строительство каменных соборов в монастырях, во второй поло­вине XV в. — расширенное каменное строитель­ство в Московском Кремле:

•  1475 — 1479 гг. — Успенский собор (архи­тектор — Аристотель Фиорованти);

•  1485 — 1516 гг. — строительство стен Крем­ля из красного кирпича;

•  1487 — 1491 гг. — Грановитая палата (архи­тектор — Марк Фрязин);

•  1505 — 1509 гг. — Архангельский собор (ар­хитектор — Алевиз Новый), Благовещенский со­бор (псковские мастера).

Приглашенные для этой цели итальянские архитекторы привнесли в убранство Кремля эле­менты западноевропейской архитектуры.

В XVI в. возник шатровый стиль. Главный его элемент — шатровое завершение храмов, за­имствованное из народного деревянного зодчест­ва. Примеры: церковь Вознесения в Коломен­ском (1530 — 1532), храм Василия Блаженного (Казанский собор; 1554 — 1561). Во второй по­ловине XVI в. господствующим стал так назы­ваемый годуновский стиль. Основные черты: небольшие размеры храмов, декоративность — многочисленные арки, закомары, создающие впечатление ажурности. Примеры: храм Троицы в Хорошево, храм Троицы в Рубцово (ныне — в пределах Москвы).

5.  Развитие искусства. Вторая половина XIV — XV в. — период расцвета русской иконопи­си. Самые известные иконописцы: Феофан Грек (рубеж XIV — XV вв.; роспись церквей в Новгоро­де и Москве; характерные черты стиля: экспрес­сивность, эмоциональность, изломанность линий, стремление передать душевные переживания ге­роев) и Андрей Рублев (ок. 1360 — ок. 1430 г.; росписи храмов в Троице-Сергиевом монастыре и в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, ико­на «Троица»; характерные черты стиля: лаконич­ная и выразительная композиция, радостный и гармоничный колорит, возвышенная одухотво­ренность образов, идея согласия и гармонии).

6.  Вывод. Культура России XIV — XVI вв. раз­вивалась в русле общеевропейских тенденций средневековой культуры, с явным преобладани­ем религиозных мотивов.