counter?id=2204607;js=na Критерии региональной стратификации рыночного пространства
logo
logo

При определении новой стратегии регионального развития очень важно четко представлять не только естественные факторы или сравнительные преимущества того или иного региона, но и отличия, особенности, специфику, исторические и культурные корни. Однако они не настолько разнообразны, что их необходимо классифицировать. При стратификации (разделении, расчленении) рыночного пространства выделяются важнейшие критерии, которые представлены на рис. 2.

1. Природно-экономические условия.

Критериями оценки этих условий могут выступать самые разнообразные факторы. В первую очередь - географическое положение. Например, регион может занимать обширные низменные равнины или горные участки, северные тундры или засушливые степи, бескрайние таежные территории или большие заболоченные районы, занимать выгодное геополитическое положение или находиться далеко на периферии и т.д. Затем могут рассматриваться геологическое строение, климат, рельеф, разнообразие почв и растительности, полезные ископаемые, другие природные факторы. Если говорить в регионах России, то большинство из них расположены на равнинных участках (70% территории государства) и имеют вполне благоприятные условия для развития высокопродуктивного сельского хозяйства и нормально функционирующий промышленности.

Природно-экономические условия

Рис. 2

2. Целостность воспроизводственной базы. Главными признаками целостности воспроизводственной базы выступают: потенциальная способность региона развиваться за свой счет и степень развития рынков воспроизводственных ресурсов в рамках конкретной территории. Для реальной способности развиваться за свой счет необходимы соответствующие средства и материальные ресурсы на уровне социального стандарта. Оценка степени развития рынков характеризуется следующим образом:

  • для рынка потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительской корзины» в процентах к эталонной корзине; соотношение расходных позиций бюджетов семей с эталонными (средний процент совпадений); соотношение темпов роста доходов и индекса цен; соотношение структуры потребительского спроса с нормативной, при которой расходы на приобретение товаров длительного пользования составляли 2/3 всех расходов населения; соотношение уровня цен в регионе со среднереспубликанскими;
  • для рынка средств производства: нормативное соотношение остаточной прибыли всех предприятий и организаций территории с валовым выпуском продукции предприятиями, производящими средства производства;
  • для рынка денежно-кредитных и финансовых ресурсов: соотношение среднего процента по депозитам и дивидендов на акции, обращающиеся на территории (соотношение 1:1 показывает развитость рынков); структура инвестиций в хозяйство региона, соотношение с оптимальной, когда долгосрочные вложения составляют 1/3, а остальную часть - краткосрочные;
  • для рынка трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе. Чем больше отклонений в худшую сторону, тем менее развит сектор подготовки и переподготовки кадров по новым перспективным направлениям.

3. Уровень развития и территориально-отраслевая (структурная) организация производительных сил.

Оценками, по которым определяется этот уровень, выступают: возрастной состав оборудования производства на территории (в среднем по отраслям группы А, группы Б и по господствующим отраслям в регионе); средний коэффициент выбытия и коэффициент ввода оборудования в отраслях специализации региона; степень автоматизации и информатизации производства; доля предприятий, производящих средства производства и предметы потребления; концентрация промышленности по районам территории; наличие (или процесс создания) технопарков; образовательный уровень рабочей силы, ее возрастной состав; средний срок до очередной переподготовки и повышения квалификации.

4. Степень завершенности производственно-энергетических циклов.

Основными показателями, характеризующими степень завершенности производственно-энергетических циклов, выступают: доля производств с замкнутым производственно-энергетическим циклом в общей структуре хозяйств региона; доля продукции этих производств в общей сумме продукции территории; коэффициенты включения территории в межрегиональную кооперацию и специализацию производств; коэффициент выпуска конечной продукции:

Квкп=Продукция,готовая к потреблению / Валовый выпуск продукции

Энергобланс региона. Если, например, в приходной части баланса вся энергия «завозная», следует разработать четкую систему показателей по темпам сокращения потребления энергоносителей.

5. Производственно-хозяйственная специализация.

Ее уровень характеризуют: доля предприятий, ориентирующихся на производство продукции, предназначенной для вывоза за пределы региона; доля производств, работающих на внешнерегиональный рынок; ввозной и вывозной баланс региона; соотношение структур ввоза и вывоза продукции в регион со структурой производственно-коммерческого спроса на средства производства; структура потребностей региона во ввозимой продукции по отраслям хозяйства; доля предприятий, ориентированных на внутренний рынок по номенклатурным группам товаров (оценка по стоимости фондов и стоимости продукции по отношению к сумме данных показателей по региону).

6. Уровень инфраструктурного обеспечения.

Характеризуется затратами на инфраструктурное обеспечение в расходах региональных органов власти и рыночных структур; ростом (сокращением) числа юридических и физических лиц, стремящихся к освоению мест в инфраструктуре; уровнем зарплаты работников, занятых в инфраструктурных отраслях, по сравнению со средним и промышленно-коммерческим; доля расходов в общей сумме расходов промышленно-коммерческих структур на содержание объектов инфраструктуры.

Кроме этого следует учитывать, что высокий уровень инфраструктурного обеспечения региональных рынков возможен при наличии основных функциональных подсистем. Это:

  • научно-информационная подсистема (центры коммерческой информации, специализированные консультационные компании, маркетинговые фирмы, инжиниринговые, рекламные, коммерческие фирмы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, некоммерческие службы информационных услуг и т.д.);
  • подсистема товарного рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, центры оптовой торговли, магазины оптовой торговли, брокерские и дилерские фирмы,, складское, холодильное и транспортное хозяйство, общества и комитеты потребителей );
  • подсистема предпринимательской сферы (акционерные общества, малые предприятия, ассоциации, концерны, консорциумы, холдинговые компании, другие объединения предприятий);
  • кредитно-банковская подсистема (коммерческие банки, страховые, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, банковский надзор);
  • антимонопольная подсистема (государственные институты: налоговые, внешнеэкономические, цен и доходов, формирования рабочей силы, инвестиционного регулирования);
  • подсистема биржевых учреждений и организаций (фондовая, товарная, валютная биржа и биржа труда и их организации, которые обслуживают рынок ценных бумаг, товарный рынок, валютный рынок и рынок рабочей силы).

7. Торгово-коммерческий потенциал.

Его возможности зависят от многих составляющих: общего состояния промышленности, характера товарного обращения, роста (сокращения внутреннего рынка, соотношения роста товарооборота с ростом общественного разделения труда, повышения (понижения) удельного веса промышленных изделий в общей товарной массе. Кроме того, должны учитываться группа товаров, производимых в регионе всеми предприятиями, товары, ввозимые в регион в больших или незначительных количествах, и, наконец, объемы товаров в денежном выражении.

Возможности торгово-коммерческого потенциала (ТКП), которые можно привести в действие, можно рассчитать, если:

i группа товаров, производимых в регионе всеми предприятиями;

j товары, не производимые в регионе или производимые в незначительных количествах и подлежащие обязательному ввозу;

z товары, ввозимые в регион в больших количествах вследствие благоприятствующих экономических условий, причем

z^1(l...N)= i;

Z^2(N +l...M)=j;

Q объем товаров в денежном выражении.

Тогда ТКПj - один вариант, т.е. торгово-коммерческий потенциал по группе однородных товаров, а ТКПрегиона - другой вариант.

В первом варианте:

ТКПj = (производственные мощности) j - (потребление в регионе) j

В другом варианте:

Природно-экономические условия

Формула 1

где А выступает в виде региональных резервных и страховых фондов. Но и здесь ТКП будет неполным, т.к. не учитываются коммерческие ввозы z-товаров вследствие каких-то особо благоприятствующих условий. Если производить расчеты С коммерческими ввозами, то картина будет следующая:

Природно-экономические условия

формула 2

8. Развитость новых форм хозяйствования.

Кроме общепринятых показателей, характеризующих новые формы хозяйствования, следует обратить внимание на сетевые и объемные показатели относительно новых элементов в хозяйстве, которые будут отражать: соотношение объявленных и оплаченных уставных фондов у рыночных структур, зарегистрированных в регионе; прирост оборотов кредитно-финансовых ресурсов у новых элементов; котировку акций новых предприятий и цены купли продажи акций; соотношение дивидендов, процентов по депозитам с темпами инфляции.

Таковы в общих чертах критерии региональной стратификации рыночного пространства.

Конкретное размещение производства по отдельным регионам может давать природные и/или приобретенные преимущества. Под природными преимуществами понимается доступ к сырьевым ресурсам и энергоносителям, близость рынков сбыта и развитая транспортная система. Приобретенные преимущества развиваются вследствие концентрации производства в данном регионе. Они предполагают наличие квалифицированной рабочей силы, развитой инфраструктуры для данного производства, развитую систему образования, готовящую специалистов для этой отрасли. Все перечисленные преимущества выражаются в существенном снижении средних производственных затрат.

Важную роль в функционировании региональной экономики играет государство, его региональная политика.

Цели региональной политики государства сводятся к следующему: сгладить различия в уровне безработицы путем приближения рабочих к рабочим местам или рабочих мест к рабочим (строительство заводов и другое); снизить зависимость конкретного рынка от одной отрасли производства; ограничить рост городских конгломератов (больших городов). При этом правительство использует различные средства, в том числе: финансирование и другие привилегии для предприятий, которые переносят производство в нуждающиеся районы или расширяют его там; дополнительные налоговые льготы и другие привилегии предприятиям, которые переводят свои производства в промышленные зоны городских районов, испытывающих спад или кризис; строительство новых городов для перемещения людей и производства из перенаселенных районов.