counter?id=2204607;js=na Стратегические направления социально-экономического развития Калининградского региона
logo
logo

В последние годы разными авторами выдвигались многочисленные варианты и возможные сценарии будущего развития Калининградской области. Необходимо учитывать однако, что при изменении общеполитических и экономических задач в России будут меняться и стратегические направления развития эксклавного региона. Ниже будут прокомментированы несколько наиболее вероятных в настоящих социально-политических условиях вариантов развития экономики эксклавного региона.

По первому варианту - народное хозяйство региона интегрируется и кооперируется с Северо-Западными регионами России. При этом варианте Калининградский эксклав выполнял бы функции мощного транспортно-перерабатывающего узла, мог бы развивать наукоемкое машиностроение и стать важным курортно-рекреационным центром России на Балтике.

При втором варианте - народное хозяйство можно бы было интегрировать с ближними соседями - Польшей, Литвой, Белоруссией. Тогда многие проблемы, и прежде всего энергетическая зависимость, транзит грузов и пассажиров, таможенные пошлины, получили бы более «мягкое» и выгодное для региона решение.

По третьему варианту Калининградский регион развивается как свободная экономическая зона России на Балтике. Много дискуссий было посвящено развитию свободной экономической зоны: строились планы, на ее становление возлагались большие надежды. Но даже с принятием федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» эти надежды, и прежде всего на эффективное развитие экономики, не сбылись. В то же время если бы федеральный центр был заинтересован в реализации указов Президента и постановлений правительства по свободной экономической зоне, и особенно в создании механизма реализации федерального закона, то обстановка в Калининградском регионе была бы совершенно иной. Достаточно было бы решить проблему таможенного режима особой экономической зоны (ОЭЗ) и тех льгот, которые предусматривались законом, и можно было с определенной долей оптимизма ожидать, что инвестиционный климат и условия для развития совместных и малых предприятий, инфраструктуры рынка были бы более результативными, чем сейчас.

С учетом национально-стратегических задач, которые сегодня стоят перед Россией на западных рубежах, для эксклавного региона мог бы существовать и четвертый вариант развития. При этом варианте федеральный центр мог бы более рационально использовать выгодное геополитическое положение Калининградского региона и превратить его в общероссийский экспериментальный центр по развитию рыночных институтов. Это могли быть локальные свободные экономические, торговые и таможенные зоны, межгосударственные финансово-промышленные группы и лизинговые компании, агентства по развитию совместного и малого предпринимательства. Наряду с положительными результатами развития вышеуказанных институтов и передачи этого опыта в другие регионы, Россия могла бы использовать Калининградский эксклав в целях обеспечения собственной национальной безопасности.