counter?id=2204607;js=na Развитие рыбопромышленного комплекса Калининградской области
logo
logo

За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов - 3000 долларов. В Баренцевом море промысел осуществляют около 200 российских судов, совершающих ежегодно до 5 тысяч заходов в порты Норвегии для сбыта рыбы, морепродуктов. В результате 70% предприятий Норвегии работают на российском сырье. Готовая продукция после переработки реализуется в России. В то же время рыбодобывающие предприятия Мурманской и других областей простаивают из-за отсутствия сырья.

Аналогичные проблемы испытывают и перерабатывающие предприятия Калининградской области.

Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона предоставляет России полную информацию обо всех российских судах, осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны. Подобный договор заключается с Данией. По оценкам экспертов департамента по рыболовству (Росрыболовство) Минсельхозпрода РФ, рыболовные суда России ежегодно доставляют в порты Норвегии и Дании до 100 тыс. тонн рыбы, из которых около половины реализуется за наличную не облагаемую налогами валюту.

Значительные объемы вылова рыбы калининградские суда производили в районах Центрально-Восточной Атлантики, у берегов Южной Африки. Для этих целей разрабатывались и реализовывались специальные программы строительства крупнотоннажных судов типа БМРТ. Последняя экспедиция больших морозильных рыболовных траулеров работала у берегов Анголы в 1990 году (рыболовецкие колхозы, Пионерская база «Океанрыбфлота», «Рефтрансфлот»).

В юго-восточной части Тихого океана до 1992 года лов рыбы активно проводился траловым флотом. В 1992 году управление тралового флота располагало 102 траулерами, из которых лишь 39% занимались добычей рыбы, а остальные 61% постоянно находились в портах (на ремонте и в отстое).

Следующая проблема, существенно влияющая на развитие рыбопромышленного комплекса, - это добыча рыбы во внутренних водоемах и Балтийском море. Имеющийся рыболовный флот области практически неприспособлен для лова рыбы в Балтийском море. По данным Б. Савановича, в землях Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания (Германия) рыболовный флот представлен 1019 рыболовными судами с общим брутто-регистровым тоннажем 11575 тонн, что примерно соответствует двум крупнотоннажным траулерам области. Дания имеет на Балтике 2028 судов с общим тоннажем в 52209 тонн. В Балтике финны ловят более 60 тыс. тонн, шведы - 120 тыс., датчане - 115 тыс., немцы - около 30 тыс. тонн рыбы. Наши ры- бодобывающие предприятия не выбирают даже выделенные квоты на добычу рыбы в Балтийском море. В 1996 году квоты в 82,3 тыс. тонн были освоены всего на 60%. Крупные траулеры рыбопромышленных компаний области не могут ловить рыбу в Балтике из-за международных ограничений. Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.