counter?id=2204607;js=na Анализ финансовой отчетности (количественный)
logo
logo

После получения финансовой информации группа кредитного анализа, работающая в структуре банка-кредитора, инициирует детальный количественный анализ данных, включенных в финансовые отчеты будущего заемщика. В обычной практике, эта процедура включает коэффициентный анализ основных статей баланса и отчета о прибылях. В западных банках, за немногими исключениями, результаты этого анализа составляют основной массив данных, определяющий, будет или нет удовлетворен запрос о ссуде.

Практика затребования финансовых отчетов за большей частью три последних года базируется на желании идентифицировать тренды, так же как степень нестабильности в финансовом состоянии фирмы. Цель анализа - получить значимую картину, относящуюся к обоим указанным характеристикам: соответственно, данные за один год неадекватны и даже информация за три года может быть неудовлетворительной в некоторых случаях. Короче говоря, затребование данных за три года является произвольным подходом, и банк должен требовать информацию за то количество лет, которое кажется минимально удовлетворительным для формирования мнения, на которое в приемлемой степени можно полагаться.

Анализ финансовой отчетности предполагает, что представленные финансовые данные - корректны и правильно отражают финансовую позицию фирмы. Это требует, по меньшей мере ежегодно, строгого аудита со стороны независимой аудиторской фирмы (предпочтительно использующей международно признанные стандарты аудита). Если это невозможно, или невозможно за последние три года (как в большинстве республик бывшего Советского Союза), то полезность анализа финансовых отчетов в серьезной степени понижается и выводы можно в значительной степени поставить под вопрос.

Предприятия (нефинансовые). Принимая во внимание фундаментальные отличия между основными категориями финансовых отчетов нефинансовых предприятий (например, торговых и производственных фирм) и финансовых институтов (банков), коэффициентный анализ этих двух групп должен также демонстрировать фундаментальные отличия. Тем не менее, схожие черты доминируют, так же как и цель, измерение в количественных терминах специфических сильных моментов и слабостей в финансовом положении конкретных фирм. Представление финансового здоровья фирмы в коэффициентах позволяет аналитику сравнивать финансовые результаты фирм разного размера, а также одной и той же фирмы в течение времени. Кроме того, это позволяет проводить быстрые и полезные сравнения репрезентативных коэффициентов, рассчитанных по разным отраслям.

Коэффициенты (как для финансовых, так и нефинансовых предприятий) классифицируются в соответствии с определенными стандартными категориями риска: (а) ликвидность, (b) левередж или адекватность капитала, (с) эффективность, (d) покрытие, и (е) прибыльность. Наиболее широко используемые коэффициенты приведены ниже.
Коэффициенты ликвидности.

  1. Показатель текущей ликвидности: Текущие активы Текущие обязательства
  2. Коэффициент быстрой ликвидности: Денежные средства+Ценные бумаги+Дебиторская задолженность Текущие обязательства
  3. Оборотный капитал. Как это следует из имени, оборотный капитал охватывает фонды, постоянно готовые к ежедневному использованию в обороте фирмы; другими словами, он отражает в качестве измерителя степень ликвидности фирмы. Оборотный капитал не выражен в качестве коэффициента, но в качестве разницы между текущими или краткосрочными активами фирмы и ее текущими обязательствами. Кредиторы любят видеть положительную разницу, выраженную в величине оборотного капитала; она представляет «подушку» для фирмы в погашении краткосрочных обязательств.

Одно из нескольких соотношений ликвидности, отражающее способность фирмы погашать свои текущие, краткосрочные (менее одного года) обязательства, вести свои краткосрочные операции, используя свои денежные и близкие к ним по ликвидности активы (дебиторская задолженность и некоторые или все виды запасов). Для промышленных предприятий на Западе текущее соотношение 1.2 и выше обычно считается отражающим адекватное состояние ликвидности. То же самое может быть справедливым для предприятий в республиках бывшего Советского Союза, хотя это еще не проверено практикой (важное значение имеет качество дебиторской задолженности).

Иногда называемый «acid test» коэффициент, он является наиболее ценным измерителем ликвидности, т.к. в нем не учитываются те краткосрочные активы, ликвидность которых может быть поставлена под вопрос; например, запасы. Статьи запасов - варьирующиеся от базовых сырьевых материалов, таких как уголь, зерно, железная руда и пиломатериалы, до очень дифференцированных готовых продуктов, таких как мебель, женское платье, консервированная еда - имеют различные степени ликвидности. Сырьевые материалы имеют тенденцию быть более ликвидными, в то время как менее ликвидными являются готовые и специализированные продукты (например, изготовленные по особому заказу клиента или подверженные влиянию моды). Короче говоря, перед тем, как решать вопрос об использовании коэффициентов текущей или быстрой ликвидности, должны быть поняты характеристики запасов.