counter?id=2204607;js=na Значение внутрибанковских коммуникаций
logo
logo

Объем факторов риска - возможность ошибок и упущений в процессе принятия решений - прямо связаны с недостатком надлежащих и эффективных коммуникаций. В целом - это результат неадекватно развитых и неадекватно доведенных до персонала административных политик и процедур, или неспособности банковского персонала следовать данным политикам и процедурам и применять их.

Использование руководств. Поэтому риск-менеджмент включает в себя развитие письменных операционных руководств для каждого департамента или отдела. Операционное руководство расшифровывает в деталях: цели и функции подразделения; обязанности и полномочия персонала; подотчетность внутри подразделения и относительно старшего менеджмента; и процесс принятия решений. Такие руководства могут быть созданы менеджментом соответствующих департаментов под надзором одного или нескольких членов управленческого (исполнительного) органа, руководящего банком. Они должны периодически пересматриваться и актуализироваться, если это необходимо, и распределяться среди сотрудников департамента или отдела.

Внутренний контроль и аудит. Операционные руководства являются продуктами или задачами деятельности внутрибанковской системы контроля, представляющей собой средства и методы, которыми менеджмент управляет и осуществляет надзор за банковскими операциями и обеспечивает надлежащее применение своих письменных политик и процедур. Эффективный внутренний контроль начинается на высшем уровне руководства банка, при объединении усилий наблюдательного и управленческого (исполнительного) органов в создании необходимых политик. Внутренний контроль проникает в организацию вниз по ступенькам должностной иерархии через «принуждение» к выполнению указанных политик и процедур. Эффективный контроль требует сильных и активных внутрибанковских коммуникаций между персоналом, занятым в области внутреннего контроля (обычно хорошо образованными и имеющими практический опыт людьми, обладающими разной степени надзорными полномочиями) и прочим банковским персоналом. В частности, внутренние контролеры должны сознавать, и это должно быть до них доведено, что их надзорная и принуждающая роль должны выполняться в позитивной манере и атмосфере сотрудничества. Внутренние контролеры должны осуществлять все коммуникации с другим персоналом в четкой и ясной манере, предупреждая не только нарушения определенных политик и процедур (или недостатки в их выполнении), но даже, в подходящих случаях, любое возможное намерение нарушить.

Внутренний аудит, в качестве дополнения и продолжения внутреннего контроля, включает оценку существующих контрольных процедур и, в особенности, их «адекватности, эффективности и действенности». Здесь важно также отметить, что эффективные внутрибанковские коммуникации между аудиторами, старшим менеджментом и прочим персоналом жизненно важны в минимизации риска, представленного недостатком адекватных, эффективных и ясно изложенных политики процедур. (Более детальную дискуссию о внутреннем аудите и контроле см. в Главе X).