Римские водопроводы. В I — II веках в Риме было около миллиона жителей. Риму и другим большим городам империи нужно было много воды.
Римляне разыскивали источники в горах. Отсюда: они вели водопровод, имевший небольшой, но ровный уклон вниз к городу. Чтобы создать такой уклон, на высоких местах прокладывали трубы в земле, а на низких строили каменные мосты (рис. 149). По трубам и широким желобам вода сама текла в город. Более десяти водопроводов снабжали водой население города Рима. Некоторые из них имели до 70 километров длины.
Рис. 149. Римский арочный мост на юге современной Франции.
По мосту проходил водопровод. Вода текла по открытому жёлобу.
Высота моста над уровнем реки почти 50 метров.
Строительная техника. Римляне изобрели бетон, крепко связывавший друг с другом камни или кирпичи. С помощью бетона они сооружали чрезвычайно прочные каменные арки (рис. 149). Арка похожа на натянутый лук. Отсюда и произошло её название, так как «аркус» по-латински значит «лук».
Арки были широко использованы в Риме при строительстве водопроводов, зданий, проезжих мостов через реки. Некоторыми из римских мостов пользуются до настоящего времени в течение двух тысяч лет.
Императоры приказывали сооружать триумфальные арки в честь своих побед. Под аркой император проезжал во время триумфа.
Римляне умели также строить купола — потолки зданий, имеющие вид огромной опрокинутой чаши. Образцом купольной постройки является римский храм Пантеон, сохранившийся до наших дней (рис. 150).
Рис. 150. Пантеон внутри.
В настоящее время Пантеон служит местом погребения знаменитых людей Италии. Освещается он через отверстие в середине купола.
Римская скульптура. Римские постройки были украшены статуями и рельефами, часть которых была привезена из Греции, а часть сделана в самом Риме.
Римляне достигли замечательного искусства в изображении человеческих лиц. Римские бюсты и статуи являются портретами. Скульпторы очень точно передавали черты лица человека, а иногда и показывали его характер (рис. 151). Например, в бюсте ростовщика, найденном в Помпеях, скульптор прекрасно передал жадность и бездушности человека, посвятившего свою жизнь наживе.
Императоры стремились использовать искусство для укрепления своей власти. На форумах, площадях и улицах городов стояли их статуи. Скульпторы изображали императоров торжествующими победу над врагами, а иногда и в виде богов (рис. 144). Особенно богато был украшен римский форум (рис. 152).
Траян приказал построить в честь своих побед колонну высотой в семиэтажный дом (рис. 145). Мраморный рельеф, как лента, обвивает её снизу доверху. Он изображает сражения, переправу войск через реку, захват пленных и другие военные сцены.
Литература. Начало империи в Риме было временем блестящего расцвета римской поэзии.
В доме богатого рабовладельца Мецената, друга Августа, собирался кружок поэтов и писателей. В кружок входили знаменитые поэты — Вергилий и Гораций. Меценат подарил каждому из них имение, делал им и другие подарки. Слово «меценат» стало означать «покровитель искусств».
Вергилий сочинил поэму «Энеида». Она написана звучным стихом, подражавшим стиху «Илиады» и «Одиссеи». В поэме рассказывалось о приключениях одного из легендарных защитников Трои — Энея, сына богини, который спасся при гибели города и добрался до Италии. От него будто бы произошёл род Цезаря и Августа. Таким образом, Август считался потомком богини.
В поэме Вергилий писал, что Рим должен быть господином всего мира: «...римлянин, помни, что тебе надлежит управлять народами... водворять мир, щадить покорённых и войной подчинять надменных». Вергилий прославлял Августа, говоря, что он установил счастливый век на Земле.
Гораций был ещё юношей во время убийства Юлия Цезаря. Он примкнул к Бруту и сражался в рядах его войска. Позднее он вспоминал «час ужасной битвы», когда он... Бежал, нечестно брося щит, Творя обеты и молитвы.
Знаменитый оратор Цицерон
Ростовщик из Помпей.
Старый римлянин.
Молодая знатная римлянка.
Рис. 152. Римский форум в период империи. Реконструкция.
Слева — портик храма, построенного при Августе. За ним — здание, окружённое открытыми галереями на арках. В глубине — храмы с портиками и фронтонами и триумфальные арки. Справа, около портика, — статуя волчицы. На площади —статуи императоров и полководцев. Статуя с распростёртыми крыльями изображает богиню победы. Вдали, справа, — древняя римская крепость — Капитолий. Вид древнего форума восстановлен на основании раскопок.
Гораций примирился с Августом и так же, как Вергилий, славил императора. С ненавистью Гораций говорил о «шайках Спартака». Он писал: «Не боюсь я смуты, ни убитым быть, пока всей землёй правит Август».
В этих словах Гораций выразил стремление римских рабовладельцев сохранить и укрепить единоличную власть императора.
Значение римской культуры. Латинский язык получил широкое распространение не только в Италии, но и за её пределами. Долгое время на нём говорили и писали образованные люди Западной Европы. И сейчас в науке минералам, растениям и животным даны названия на латинском языке. Они понятны учёным всех стран. Многие латинские слова вошли в языки современных народов. Например, из латинского языка произошли слова: школа, класс, коридор, парта, директор. В СССР латинским алфавитом пользуются народы прибалтийских республик.
Мы пользуемся римским календарём. Он лишь немного исправлен. Сохранились и латинские названия месяцев. Название «июль» было дано в честь Юлия Цезаря. Следующий месяц был назван в честь Августа. Сентябрь — значит «седьмой», а октябрь — «восьмой» (год в Риме начинался с марта).
Стихи Вергилия и Горация, написанные прекрасным языком и очень изящные по форме, а также сочинения других римских поэтов и писателей издаются и в настоящее время.
Римляне достигли большого мастерства в архитектуре и портретном искусстве. Они сохранили копии многих произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас.
Грандиозные постройки Рима: водопроводы, храмы, амфитеатры, арки — воздвигались трудом бесчисленных рабов и за счёт беспощадного ограбления покорённых народов.
СТИХИ ГОРАЦИЯ.
Куда, куда вы идёте, преступники,
Мечи в безумье выхватив?
Неужто мало и полей, и волн морских
Залито кровью римскою...
Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют,
Враждуя лишь с другим зверьём.
Каким путём бы, римский сенат, народ
Увековечить подвиги мог твои,
О Август, честь воздать заслугам...
Во всей вселенной, солнце какой бы край
Ни озаряло, ты — величайший вождь...
С той ведь поры, как ворота
Тебе с мольбой Александрия
Вместе с дворцом, уже пустым, открыла,
Спустя пятнадцать лет тебе вновь дала
Богиня добрый исход войны...
Рис. 153. Общий вид центральной части Рима во время империи. Реконструкция.
ИЗ „ЭНЕИДЫ" ВЕРГИЛИЯ
В «Энеиде» описывается щит, который бог Вулкан сделал для Энея. На щите он изобразил различные события будущей истории Рима.
Бог огнесильный, которому ясно грядущее время,
Там начертал он и образ волчицы, в пещере
Лежащей на зелени свежей, и двое малюток,
Смело припавши к соскам и резвяся, лижут без страха
Матери грудь: а она, повернувши к ним голову нежно,
То одного, то другого ласкает и гладит их тело
Мягким лизаньем.
У позлащённого портика храма там гусь серебристый,
С места на место летая, поёт приближение галлов.
И по терновнику галлы, взобравшись, уж заняли крепость,
В мраке скрываясь густом и пользуясь ночью удобной;
По два метательных дрота сверкают в руках, а щиты их
Длинное тело совсем покрывают.
(В начале IV века до н. э. галлы разбили римское войско и овладели Римом. Часть римлян укрылась в крепости на крутом холме. Согласно легенде галлы взобрались ночью на холм. Стража их не заметила, но находившиеся в крепости гуси подняли тревогу. Сбежавшиеся римляне отразили нападение галлов. Отсюда пошло выражение «гуси Рим спасли».)
А посредине два флота видны; корабельные груди
Кованой медью блестят: то образ актийского боя.
Вот и Август на битву за собой увлекает
Храбрых сынов италийских, сенат и народ..:
Вот победитель Востока от Красного моря Антоний
Мчится с богатой добычей знамён и доспехов.
Тысячи вёсел бьют по волнам; корабли острой
Грудью валы рассекают; кипят опенённые воды.
Так величаво герои стремятся на башнях плавучих.
Сыплют летучие дроты и стрелы; зажжённая пакля Всюду летит...