С развитием в Египте земледелия и скотоводства, с появлением медных орудий труда окончилась жизнь египтян первобытнообщинным строем. Как и почему это произошло?
1. Распад родовых общин. Даже небольшая семья могла вспахать плугом и засеять участок поля, удобренного разливом. Исчезла необходимость обрабатывать землю совместно целым родом.
Старейшины стали отводить участки земли семьям, из которых состоял род. Каждая семья начала вести своё отдельное хозяйство. Она имела орудия труда, несколько голов скота и хижину. Семья обрабатывала свой участок, разводила огород. Ей же принадлежал и собранный урожай. Так большое хозяйство родовой общины распалось на мелкие хозяйства отдельных семей.
С распадом родовых общин исчезло равенство между родичами. Большинство родичей получили маленькие участки земли и сами работали на поле. Вместе со своими соседями они строили и ремонтировали каналы и плотины. Земледельцев, имевших своё небольшое хозяйство, называют крестьянами.
Вожди племён и старейшины захватывали большие участки лучшей земли, принадлежавшей общинам.
2. Классы рабов и рабовладельцев. С медными орудиями труда и плугом человек мог добыть значительно больше хлеба, чем раньше. Собранного на поле урожая хватало не только для того, чтобы прокормить людей, обрабатывавших землю, но ещё оставался излишек. Он доставался тому, на кого работали люди. Когда труд людей стал давать некоторый излишек, пленников перестали убивать, так как было выгодно заставить их работать. Пленников забирали себе старейшины и вожди и превращали их в своих рабов. Раньше пленных называли «убитые», а рабов стали называть «живые убитые».
Рабы обрабатывали поля старейшин и вождей, работали за них на постройке плотин и каналов, пасли их стада. Рабы принадлежали своему хозяину. Владелец рабов мог их бить и продавать, как скот. У рабов не было ничего своего. Они лишь получали от хозяина столько еды, сколько было нужно, чтобы они могли работать.
Рис. «Живые убитые». Древнеегипетское изображение.
Старейшины и вожди становились владельцами рабов, т. е. рабовладельцами. Сами они не работали на полях. Своим внешним видом рабовладельцы стали отличаться от других жителей Египта. Их одежда была из тонкого полотна, на поясе висел медный кинжал с рукояткой, украшенной золотом. Они носили золотые браслеты на руках и ожерелья на груди.
В IV тысячелетии до н. э. в Египте образовались классы: класс угнетателей — рабовладельцев и класс угнетённых — рабов, работавших на своих угнетателей.
Рис.23 Египетские воины с копьями и щиатми.
3. Первые государства в Египте. Рабы стремились освободиться от гнёта рабовладельцев. Крестьяне противились захвату земли рабовладельцами. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
У вождя — самого богатого рабовладельца племени — были отряды хорошо вооружённых воинов, стражники и надсмотрщики. Надсмотрщики наблюдали за тем, как работают рабы, ловили и возвращали владельцам убежавших рабов. Стражники и воины охраняли земли, захваченные рабовладельцами, избивали палками и сажали в тюрьмы непокорных крестьян и рабов.
Число стражников и воинов постепенно увеличивалось, а вместе с этим возрастала и власть вождя. Он уже не собирал ни народных собраний, ни совета старейшин, а сам решал все дела. Вожди стали царями.
Рис. 24. Наказание палками. Древнеегипетское изображение.
Так в IV тысячелетии до н. э. в Египте образовались государства. Их было около сорока. Во главе каждого из них стоял царь.
Государство подавляло сопротивление рабов и крестьян, защищало жизнь и имущество рабовладельцев.
С появлением медных орудий и развитием земледелия и скотоводства первобытнообщинный строй в Египте сменился рабовладельческим строем. При рабовладельческом строе одни люди — рабовладельцы — владели другими людьми — рабами — и заставляли их на себя работать.
Линия жизни людей на земле и сравнение с линией времени.
Аборигены в лесу собирают грибы.
Египтяне вспахивают поля.
Работы в деревне.