1. Поклонение животным и солнцу. Природа, окружавшая египтян, и вся их жизнь отражались в их религии, но отражались искажённо. В то время когда египтяне занимались охотой и жили первобытнообщинным строем, они обычно представляли себе богов в виде зверей и птиц. Злых богов они изображали в виде опасных хищников. Позднее египтяне изображали богов в виде людей, но часто со звериными или птичьими головами. С развитием у египтян земледелия они стали поклоняться солнцу — источнику тепла: тепло было необходимо для произрастания растений. Бога солнца называли Ра. Не умея объяснить причин восхода и захода солнца, они думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.

Появление среди египтян неравенства и образование у них государства также отразились в их религии. Египтяне считали Ра главным богом, который управляет другими богами, как фараон управляет Египтом. Они и называли его «царь богов».

Древнеегипетские изображения богов

Рис. 29. Древнеегипетские изображения богов.

2. Поклонение Нилу. Отразились в религии и разливы Нила. Египтяне не бывали в верховьях реки и не знали действительных причин разливов, Они думали, что где-то в пещере сидит бог Нила и льёт из кувшина воду. От того, сколько он выльет воды, зависит их жизнь. Если подъём воды в реке будет незначительным, то поля, оставшись без орошения, превратятся в пустыню и в Египте начнётся голод.

Египтяне почитали Нил не меньше, чем почитали солнце. Они молили его прийти на поля. Когда начинался разлив, в Египте был праздник, люди благодарили и прославляли Нил за то, что он услышал их мольбы и спас им жизнь

3. Сказания о воскресшем боге. С запада и с востока к долине Нила подступают пустыни. Каждое лето перед разливом 50 дней подряд дует из пустыни горячий ветер — суховей. Он несёт жгучий, раскалённый песок. Люди и животные изнывают от духоты, слепнут от пыли. Растения вянут, под песком не видно зелени. Природа как будто умирает. Но вот прекращается суховей и начинает дуть освежающий ветерок с моря. Вся природа вновь оживает, как бы воскресает.

Отсюда возникло сказание об умершем и воскресшем боге природы. По этому сказанию, злой бог суховея — Сет пришёл из пустыни со своими 50 слугами. Он убил бога Осириса, помогавшего произрастать посевам. Однако так же, как воскресает природа, будто бы воскрес и Осирис.

Древнеегипетское изображение суда Осириса

Рис.30 Древнеегипетское изображение суда Осириса.

4. Сказание о суде Осириса. По верованиям египтян, воскресший Осирис стал царём и судьёй в царстве мёртвых. Он судил умерших людей. Если человек не нарушал при жизни воли богов, его сердце было лёгким. Тогда он оставался жить в царстве Осириса. Там было много воды, а пшеница была в рост человека. Грешников Осирис сурово наказывал: их пожирало страшное чудовище.

5. Погребения в Египте. Древние египтяне верили, что душа умершего вернётся в тело, если удастся его сохранить. Чтобы предохранить тело от разложения, искусные мастера вынимали из него мозг и внутренности, мочили его в соляном растворе и пеленали в белые ткани, пропитанные смолами. В жарком и сухом климате Египта такое тело не разлагалось, а высыхало. Эти высохшие тела называются мумиями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было доступно только богатым рабовладельцам.

Для погребения рабовладельцев строили каменные гробницы, иногда в несколько комнат. На стенах гробницы рисовали поля с высокой, густой пшеницей и мастерские, в которых работали ремесленники. В гробницу клали сделанные из дерева или глины фигурки повара, пивоваров, носильщиков, надсмотрщика за рабами. Египтяне думали, что картины превратятся в настоящие поля и мастерские, а фигурки — в рабов, которые будут работать на умершего. Богачи хотели и после смерти остаться рабовладельцами.

В могилу крестьянина клали вместе с телом вырезанное из доски изображение человека. Оно должно было заменить мумию. Кроме того, возле покойника ставили горшок с пищей.

У рабов не было даже своих могил; умерших рабов зарывали в общей яме.

Погребения, обнаруженные археологами, показывают, как велики были различия в положении людей в Египте после установления в нём рабовладельческого строя.

Из песни, прославляющей нил:

Слава тебе, Нил,

Идущий, чтоб Египет оживить.

Если медлит он, жизнь кончена,

Если гневен он, гроза по всей стране,

Великий и малый беднеют

А восходит он — и ликует земля

И всё живое от радости.

Приносящий хлеба, обильный пищей,

Творящий всё прекрасное,

Ликуют тебе юноши и дети твои

И приветствуют тебя, как царя.