1. Жрецы — богатейшие рабовладельцы Египта. Ещё до образования в Египте государства египтяне строили жилища для выдуманных ими богов. Это были небольшие дома из глины и тростника. В них ставили идолов. Такие «жилища богов» называются храмами. После установления рабовладельческого строя рабовладельцы в Египте стали сооружать храмы из камня.
При каждом храме были «служители богов». Их называли жрецами. Только жрецы могли входить в помещения, где стояли идолы. Они «кормили богов», то есть ставили перед идолами еду, и зажигали светильники. Египтяне верили, что жрецы беседуют с богами, могут сообщать людям их приказания, а также передавать богам просьбы людей.
Чтобы заслужить милость богов, египтяне приносили им жертвы. Крестьяне несли в храм мешочки зерна, куски холста, рабовладельцы жертвовали скот, золото, серебро, фараоны дарили храмам землю, рабов, часть захваченной на войне добычи. Все эти жертвы доставались жрецам. Жрецы стали очень богатыми рабовладельцами.
2. Обожествление фараонов. Жрецы стремились укрепить власть фараона — главного защитника рабовладельцев Египта. Они использовали для этого страх египтян перед богами. Жрецы говорили, что фараон — «добрый бог», каждое его приказание должно выполняться беспрекословно, а кто этого не делает, тот нарушает волю богов. «Любим богами послушный, — учили египтян жрецы, — ненавидим богами непокорный». Непокорные будут жестоко наказаны. (Вспомните, как, по верованиям египтян, Осирис наказывал людей, нарушивших волю богов.)
Не только простые египтяне, но и вельможи падали перед фараоном на землю и целовали след его ноги. Большой честью считалось, если фараон позволял поцеловать свою сандалию.
Даже гробницы фараонов должны были убеждать египтян, что в них погребены не люди, а боги.
Рис.31 Древнеегипетская статуя фараона
3. Пирамиды. На левом берегу Нила, на краю пустыни, высятся, как громадные каменные холмы, гробницы фараонов — пирамиды.
Пирамиды сложены из обтёсанных каменных глыб. Внутри пирамиды устроена небольшая комната. В ней ставили гроб с мумией фараона.
Самая большая из пирамид была построена около 2600лет до н.э. для фараона Хеопса. Высота её почти 150 метров. Чтобы обойти пирамиду, нужно пройти около километра.
Древний историк —грек Геродот рассказал, как её строили. Едва Хеопс начал царствовать, он приказал строить для себя гробницу— пирамиду. Чиновники и стражники сгоняли крестьян и рабов со всего Египта на постройку. Одновременно работало 100 тысяч человек. Одни выламывали каменные глыбы в горах, на правом берегу Нила. Каждая из них весила 21/2 тонны. Другие переправляли глыбы через реку на лодках и затем тащили на салазках. Третьи обтёсывали глыбы и укладывали их на место. Надсмотрщики подгоняли работавших ударами плетей и палок.
Постройка дороги от каменоломен к пирамиде и сооружение самой пирамиды продолжались 30 лет. Хотя работавшие на постройке сменялись каждые три месяца, однако тысячи их умирали от непосильного труда и побоев.
4. Как рабовладельцы использовали искусство. Во II тысячелетии до н. э. в Египте перестали строить пирамиды. Для погребения фараонов вырубали гробницы в скалах. Зато в это время воздвигались огромные, богато украшенные храмы.
Перед храмом возвышались две большие башни. Узкие двери между ними вели во двор храма. В конце двора находился большой зал с высокими столбами — колоннами (рис. 34). Башни, стены и колонны храмов были покрыты изображениями богов и фараонов. При этом фараонов изображали великанами, а стоявших перед ними простых людей — совсем крохотными.
Рис. 32.На краю пустыни, как громадные каменные холмы, высятся пирамиды. Вид пирамид в настоящее время.
Рис. 33. Постройка пирамиды.
На переднем плане слева — строящаяся пирамида: видны тщательно обтёсанные и пригнанные друг к другу каменные глыбы. На них стоит руководитель постройки; в его руках чертежи пирамиды. Крестьяне и рабы тащат на салазках по бревенчатому настилу каменные глыбы. Чтобы салазки не загорелись от трения, под них льют воду, которую подносят в глиняных кувшинах. Вдали — другие царские пирамиды; самая большая из них — пирамида Хеопса. Рядом с ними — небольшие пирамиды царских жён и вельмож. Вдали справа — большой сфинкс. (Укажите, какие ещё работы по постройке пирамиды не изображены на картине.)
Маленьким и жалким чувствовал себя человек перед огромными изображениями богов со звериными головами и перед изображениями фараонов, поражающих врага. Всё в храме внушало ему веру в могущество богов и фараонов и страх перед ними.
Возле Нила, на крутых прибрежных скалах скульпторы вырезали громадные статуи сидящего фараона. Высота статуй 20 метров. Они издалека видны всем едущим по реке (см. иллюстрацию на обратной стороне обложки книги. Сравните величину статуй с ростом людей, стоящих у их ног).
Рис. 34. Внутренний вид египетского храма. Реконструкция.
Мощные каменные колонны поддерживают крышу храма. Высота центральных колонн 24 метра; на верхушке такой колонны могли бы поместиться 100 человек. Храм освещается через окна под крышей. Видны изображения, высеченные на колоннах и стенах храма.
Иногда скульпторы, чтобы показать могущество фараона, изображали его в виде сфинкса — лежащего льва с головой человека. Огромный сфинкс с лицом фараона был высечен из целой скалы рядом с пирамидами (рис. 33).
Религия в древнем Египте укрепляла господство угнетателей над угнетёнными. Страх перед гневом богов, выдуманных людьми, мешал борьбе бедняков и рабов с рабовладельцами.
Цветная иллюстрация V. Хозяйство храма (жрецов) в древнем Египте. На картине изображена долина Нила во II тысячелетии до н. э. На заднем плане картины храм с двумя большими башнями и с развевающимися над ними флагами. От храма к реке идёт аллея сфинксов. Изображённые на картине поля принадлежат храму. На поле одни рабы жнут, другие вспахивают землю для нового посева. В один год с поля будут собраны два урожая. Канал пересекает поле. Слева виден шадуф — врытый в землю столб, к которому прикреплена качающаяся жердь с комом глины на одном конце и с кожаным ведром на другом. С помощью этого шадуфа поливают поле. Шадуф, находящийся справа, служит для подъёма воды из ниже расположенного канала. В центре картины надсмотрщик бьёт раба. Справа — жрец, наблюдающий за работами. На нём богатая нарядная одежда.