1. Как труд человека преобразил берега Нила. Тысячелетний труд крестьян и рабов преобразил долину Нила.
Во II тысячелетии до н. э. в долине Нила не было больше ни болот — рассадников лихорадки, ни зарослей кустарников — убежища хищников. На их месте расстилались поля, изрезанные каналами, зрели на огородах овощи, зеленели сады и виноградники.
К юго-западу от Мемфиса находилась обширная болотистая равнина. Во время разливов Нила её заливала вода. Египтяне огородили равнину плотиной в 30 километров длиной. Когда вода разлива заполняла равнину, ворота в плотине закрывали. Так было создано искусственное озеро. Его называли Меридовым озером. Оно было такое огромное, что с одного его берега не был виден противоположный берег. Воду из озера расходовали на орошение полей, а это позволяло собирать с них два урожая в год.
Египет был густо заселён. Круглый год вверх и вниз по Нилу плыли лодки и барки с зерном, деревом и другими товарами. Египтяне прорыли канал, соединивший Нил с Красным морем.
2. Успехи в ремесле. Значительных успехов во II тысячелетии до н. э. достигли египтяне также в ремесле.
Ремесленники, добавляя к меди немного олова, получали сплав, называющийся бронзой. Из бронзы они делали орудия труда и оружие, которые были твёрже и прочнее медных. Однако бронзовые вещи были очень дороги и почти недоступны для бедняков.
Широкое распространение получило в Египте производство стекла. Египетские изделия из разноцветного стекла вывозились и в соседние страны.
3. Возникновение математики. Развитие сельского хозяйства, ремёсел, строительного дела привело к возникновению науки.
Крестьянин, собрав урожай, подсчитывал, сколько зерна необходимо на посев, сколько можно расходовать на еду, чтобы хватило до следующего урожая. Ремесленники должны были очень точно высчитать, сколько нужно взять долей меди и олова, чтобы получить твёрдую бронзу. При постройке плотин и зданий приходилось высчитывать, сколько понадобится времени, материалов и рабочей силы. Так в труде возникла у египтян арифметика. Они знали дроби и все четыре арифметических действия.
При рытье каналов, при делении поля па участки, при постройке зданий приходилось измерять площади и углы. Так зародилась наука, которую мы называем геометрией. По-русски это значит «измерение земли».
Рис. 36.Древнеегипетские иероглифы.
4. Возникновение астрономии. Египетским землевладельцам было необходимо заранее знать, когда наступит разлив реки, чтобы вовремя приготовиться к нему.
Наблюдая разливы в течение многих лет, земледельцы заметили, что перед разливом Нила звёзды занимают одно ито же положение. Египтяне стали внимательно наблюдать за движением планет и звёзд и даже составили карту звёздного неба. Так из наблюдений земледельцев над небесными светилами зародилась астрономия—наука, изучающая планеты и звёзды.
Египтяне составили календарь. Они установили, что в году 365 дней, и делили их на 12 месяцев.
5. Письменность египтян. Уже в IV тысячелетии до н. э. у египтян накопилось знаний больше, чем человек мог удерживать в своей памяти и устно передавать другим. Египтяне начали делать записи.
Знаками для письма служили в Египте рисунки. (Вспомните, как посредством рисунков рассказывалось о важных событиях, происходивших в Египте в IV тысячелетии до н. э., рис. 25.) Сначала каждый знак обозначал отдельное слово. Чтобы написать «вода», рисовали волны, чтобы обозначить миллион, рисовали человечка, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом. Затем стали обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги и звуки. Знаки-рисунки называются иероглифами. В египетской письменности было несколько тысяч иероглифов, но употреблялось около 750.
Материалом для письма обычно служил папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и склеивали их друг с другом в листки, похожие на бумагу. К одному листку приклеивали следующие. Так получались ленты папируса, достигавшие иногда десятков метров длины.
На папирусах записаны древнеегипетские повести и песни, научные сочинения, летописи. Найдены даже письменные работы учеников с ошибками, исправленными учителем. Но чаще ученики писали на черепках от разбитой глиняной посуды, так как папирус был дорог.
Письменность и наука возникли из трудовой деятельности человека и имели огромное значение в жизни древних людей. Наука способствовала развитию сельского хозяйства и ремёсел. Письменность помогала сохранению знаний, передаче их от старших к младшим и от одних народов другим народам.
Древнеегипетская повесть о синухёте:
Синухет был вельможей в Египте. После смерти фараона, боясь беспорядков в столице и гнева нового фараона, он бежал в Азию. В пустыне Синухет едва не погиб от жажды. Он рассказывал: «... задыхался я, горло моё горело, и сказал я: «Это вкус смерти». Только встреча со скотоводами, перегонявшими через пустыню свои стада, спасла его.
В Азии Синухет поступил на службу к одному князю. Он получил много земель, стал начальником войска. Синухет так рассказывал о своих военных походах: «Любая страна, против которой я делал набег, бывала изгнана с пастбищ и колодцев, и угонял я стада и уводил жителей её, отнимал я пищу их, убивал я людей её». Сину- хета окружали богатство и почёт, но он боялся, что когда он умрёт, то в Азии из его тела не сделают мумии.
Получив разрешение фараона, Синухет вернулся в Египет. Во дворце он лёг перед фараоном вниз лицом и лежал до тех пор, пока его не подняли по повелению фараона. Фараон приказал построить для Синухета дом и гробницу, в которой его погребли после смерти.
Песня носильщиков зерна:
Должны мы день целый
Таскать белую пшеницу.
Полны ведь уже амбары.
Кучи зерна текут выше краёв.
Полны корабли,
И зерно ползёт наружу.
А нас всё заставляют таскать.
Воистину из меди наши сердца.