counter?id=2204607;js=na Культура Древнего Китая
logo

Письменность. Китайский народ, отделённый горами и пустынями от других передовых народов древнего мира, долгое время не имел с ними связи. Поэтому первоначально он должен был совершенно самостоятельно создавать письменность и науку.

Китайский народ создал письменность приблизительно за 2 тысячи лет до н. э. Знаками для письма служили иероглифы. С объединением Китая в одном государстве была выработана единая письменность.

Каждый иероглиф обозначал целое слово. Например, иероглиф иероглиф дерево значил «дерево», два таких же знака иероглиф лес значили «лес», три иероглиф чаща значили «чаща». В китайской письменности несколько десятков тысяч иероглифов (В Китае и в настоящее время пишут иероглифами. Трудность перехода на более простое письмо заключается в том, что язык жителей Северного Китая отличается от языка жителей Южного Китая. Письменность же у них общая. Они читают одни и те же газеты и книги. Они понимают одинаково значение иероглифа, хотя произносят слова по-разному. Точно так же русский и англичанин одинаково понимают цифру «7», хотя называют её по-разному).

Изготовление бумаги в Китае Изготовление бумаги в Китае. Древнее китайское изображение.

Рис. 66. Изготовление бумаги в Китае. Древнее китайское изображение.

На левом рисунке изображено, как в котле варят бумажную массу. На правом рисунке показано, как делают листы бумаги из. массы, текущей по трубе.

Наверху — китайские иероглифы.

Писали древние китайцы на костях, на дощечках из бамбука и на кусках шёлковой материи. Связки бамбуковых дощечек заменяли собой книги. Такие «книги» были очень неудобны: учёный, отправляясь в дорогу, вёз с собой несколько возов бамбуковых книг. Шёлк же был дорог, и его использовали лишь для особо важных записей.

В I веке н. э. китайцы изобрели бумагу; её делали из тряпок, коры и бамбука. Бумага стоила много дешевле шёлка и была гораздо удобнее бамбуковых дощечек. Её изобретение имело огромное значение для распространения просвещения во всём мире.

Однако в древности грамота была недоступна для китайских крестьян. Изучать иероглифы нужно было в течение многих лет, а у бедняков не было средств для обучения своих детей.

Научные знания. Китайские учёные написали много книг по астрономии, математике и медицине.

Астрономия в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась из наблюдений земледельцев за небесными светилами.

Пытаясь объяснить, как устроен мир, китайские учёные сравнивали его с гигантским яйцом: земля подобна желтку, а небо — скорлупе, к которой изнутри прикреплены светила и которая вращается вокруг желтка.

Из необходимости делать расчёты в земледелии, ремёслах, при проведении каналов и постройке зданий возникла математика.

Древние китайцы знали много средств для лечения болезней и ран. Одним из лекарств считался у них чай, поддерживающий силы больного. Позднее его стали употреблять как напиток.

В научных сочинениях по сельскому хозяйству описывался тысячелетний опыт китайских крестьян по обработке земли, выращиванию полезных растений, разведению шелковичных червей.

Замечательными изобретениями древних китайцев были компас и прибор, отмечавший землетрясения (рис. 67).

Древний китайский прибор, отмечавший землетрясения

Рис. 67. Древний китайский прибор, отмечавший землетрясения. Внутри прибора — качающийся стержень, снаружи — фигурки драконов — сказочных чудовищ — с шариками в пастях. При землетрясении стержень отклонялся, ударял по стенке прибора и выталкивал шарик, падавший в пасть лягушки.

Наука в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась благодаря трудовой деятельности народа.

Искусство в древнем Китае. Древние китайские картины, рельефы и статуэтки показывают жизнь людей разных классов в древнем Китае. Они изображают пирующих рабовладельцев, работающих ремесленников, крестьян и рабов, знакомят нас с одеждой и жилищами богачей и бедноты.

Множество песен, сказаний и других художественных произведений создал в древности китайский народ. В них люди из разных классов выражали свои взгляды и чувства.

Пир во дворце. Древнекитайский рельеф

Рис. 68. Пир во дворце. Древнекитайский рельеф. В нижнем ряду изображены вельможи, подъезжающие ко дворцу в сопровождении пеших и конных воинов. В среднем ряду хозяин принимает гостей. В верхнем ряду — пирующие, музыканты и стража.

Культурные связи Китая с другими странами. С установлением Великого шёлкового пути связи Китая с другими странами стали более тесными. Китайский народ уже в древности стал многое усваивать из культуры других народов, в особенности индийцев. Но и культура Китая оказала большое влияние на культуру всего мира. Многим из того, что в древности было создано великим китайским народом, мы пользуемся до настоящего времени.

Из сочинении древних китайских писателей.

I. В старину бог воителю отдал свой приказ:

Править нашей землёй во всех четырёх сторонах.

В сторонах он назначил старейшин из рода...

Воинственный князь,

Он всегда побеждает врагов во всех битвах.

И владения князя на тысячу ли (ли — около полукилометра. — Ред.)

Окружают жилища рабов, нам покорных.

Наши земли расширил он к самым морям...

 

II. «Небо» (то есть «бог») не говорит само, оно поручает человеку позвестить его помыслы.

Царю, которому Небо дало это поручение, открыты помыслы Неба;

поэтому он и называется Сыном Неба.

Сын Неба получает веления от Неба, подчиненные получают их от Сына Неба.

 

III. Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?

Как же в вашем дворце быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности— как вы, господа!

 

IV. В одном из сказаний рассказывалось о наводнении в Китае. Рода затопила всю страну, только вершины гор поднимались над водой. На них спасались уцелевшие люди. Вода не сбывала больше десяти лет. Тогда человек по имени Юй, работая день и ночь, стал копать каналы, углублять русла рек. Реки вошли в берега, и люди спустились на освободившуюся от воды равнину.

Контакты

По всем вопросам писать на почту.

contact Mail.ru

adress Россия, г.Калининград.

О сайте

Литература для общего развития и познания известного и не неизвестного.