Положение крестьян и рабов. Китайский народ уже в древности создал своим трудом огромные богатства. Но господство рабовладельцев, укрепившееся с образованием могущественного государства, не позволяло народу пользоваться плодами своего труда.

Современники (Современник — человек, живший во время описываемых событий) рассказывали, как работали китайские крестьяне: «Когда крестьянин работает на поле, на голове у него шапка, плетённая из камыша, на тело накинут грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжено тело».

Несмотря на такой тяжёлый труд, у крестьянина не оставалось после уплаты налога ни хлеба, ни овощей, чтобы прокормить себя и свою семью. По словам одного современника, крестьяне ели пищу свиней и собак. Одежду они делали из соломы, листьев и камыша.

Вспашка рисового поля в Китае

Рис. 62. Вспашка рисового поля в Китае. Древнее китайское изображение. Поле залито водой, так как рис требует для произрастания очень много влаги.

Крестьянину и ремесленнику угрожала страшная участь — стать рабом. Если они не могли уплатить налогов или вернуть вовремя долг, то и их, и их семьи обращали в рабов. Нередко крестьянину и ремесленнику приходилось самим продавать в рабство своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. За самые незначительные проступки сажали в тюрьму и продавали в рабство не только виновных, но и их семьи. В начале нашей эры число рабов в Китае значительно возросло. Рабовладельцы покупали рабов в тюрьмах, как скот на рынках. Во время удачных походов в соседние страны воины захватывали множество пленных, которых обращали в рабов. Из одного только похода они привели 200 тысяч пленников.

По всем дорогам Китая гнали рабов, закованных в цепи, одетых в лохмотья, или везли их в клетках, точно зверей. Рабам брили головы и ставили клейма на лицах.

РудокопЖнец с серпомСучильщик шерсти
Рудокоп. Жнец с серпом. Сучильщик шерсти.

Жизнь рабовладельцев. Богатства, создаваемые трудом крестьян и рабов, захватили рабовладельцы. Древний китайский писатель рассказал об их жизни во II веке н.э.: «Их плодородные поля занимают всю землю; рабов и рабынь у них тысячи, а рабов из осуждённых у них десятки тысяч. Дорогих вещей не могут вместить их огромные дома. На коней, коров, баранов и свиней не хватает гор и долин. У них много певиц' и музыкантов. Вино не успевают выпивать, и оно портится. Мясо не успевают съедать, и оно протухает».

Самым богатым рабовладельцем был царь. Только на принадлежавших ему рудниках работало 70 тысдч рабов.

Хижина бедняка в древнем Китае

Рис. 64. Хижина бедняка в древнем Китае. Глиняное изображение, найденное при раскопках.

Борьба крестьян и рабов с угнетателями. Крестьяне и рабы ненавидели своих угнетателей и метко называли их «крысами, не имеющими совести и пожирающими чужой хлеб». Рабы и крестьяне бежали в леса и горы. Собираясь в отряды, они нападали на чиновников и рабовладельцев. Несмотря на зверские расправы рабовладельцев с непокорными, крестьяне и рабы много раз поднимали восстания.

Одно из крупнейших в Китае восстаний произошло в I веке н. э. Его называют восстанием «краснобровых».

Другое такое же огромное восстание произошло в конце II века н. э.

Жилище богача в древнем Китае

Рис. 65. Жилище богача в древнем Китае. Глиняное изображение, найденное при раскопках.

Восстание «жёлтых повязок». В конце II века н. э. в Китае тайно шла подготовка к восстанию. Ею руководили три брата Чжан. Они призывали народ свергнуть царя. У братьев Чжан были сторонники на рудниках, в мастерских и в сёлах. Повсюду создавались тайные отряды, которые должны были выступить одновременно.

Шёл 184 год н.э. Подготовка к восстанию близилась к концу. В это время предатель выдал его план. За одну неделю было схвачено и казнено более 1000 сторонников братьев Чжан. Тогда старший из братьев дал приказ немедленно начать восстание.-

С необычайной быстротой восстание охватило центральные области страны. Выступили одновременно сотни тысяч крестьян и рабов. Они образовали десятки крупных отрядов. Восставшие захватывали города, забирали имущество богачей, выпускали из тюрем заключённых, освобождали рабов. Свои головы они повязали жёлтыми повязками; отсюда восстание получило название восстания «жёлтых повязок».

Рабовладельцы также собрали огромные силы. Они призвали в войско всех сыновей чиновников и военачальников, всех своих наиболее верных слуг. Сами рабовладельцы выступили во главе организованных ими отрядов.

Поражение «жёлтых повязок». Почти по всему Китаю разгорелись ожесточённые сражения. Даже враги восставших признавали их мужество. Однако восставшие не объединили свои силы, каждый отряд действовал поодиночке. К тому же у них не было ни такого вооружения, ни таких опытных военачальников, как у царских войск.

Царские войска, напав неожиданно на лагерь восставших,-оттеснили их в болота н в реку; здесь утонуло 50 тысяч человек. В другом сражении было перебито 100 тысяч крестьян и рабов. Царский военачальник приказал отрезать им головы и сложить из голов высокую башню. Главные отряды «жёлтых повязок» были разбиты один за другим. Братья Чжан погибли в борьбе.

Расправа с побеждёнными была ужасной. Победители казнили всех, кого подозревали в сочувствии к восстанию. Они не щадили даже женщин и детей.

Несмотря на поражение основных сил «жёлтых повязок» и гибель предводителей, восстание продолжалось более 20 лет. В разных частях страны возникали новые отряды крестьян и рабов. Только после многих сражений и беспощадных казней царским войскам удалось подавить восстание.

Хотя народные восстания в древнем Китае потерпели поражение, они имели большое значение в жизни страны.

После восстания «жёлтых повязок» положение крестьян, ремесленников и рабов в Китае несколько улучшилось. Восстание настолько ослабило Китайское государство, что оно распалось на несколько более мелких царств.

Цветная иллюстрация VII. Восстание «жёлтых повязок» в Китае. Восставшие окружили вельможу, ехавшего в коляске под охраной конных и пеших воинов. Справа — мчатся восставшие на конях, захваченных в имениях богачей. Слева — в засаде стрелки из лука. На крестьянской повозке написаны иероглифами слова «Цзя-цзы», что значит «новая эра»; это был условный знак к восстанию Вдали (слева) — Великая Китайская стена. Справа — укрепленное имение богатого рабовладельца.

Восстание «Краснобровых».

(По сочинениям древних китайских историков)

В те времена случился большой голод. Повстанцы появились, словно рои пчёл. Фань Чун был храбр, и массы примыкали к нему. Готовясь к бою, Фань Чун и его сторонники выкрасили брови в красный цвет, чтобы отличить своих от войск царя.

«Краснобровых» насчитывалось десятки тысяч. Посланные против них войска не могли с ними справиться. Число повстанцев возрастало.

Царь назначил полководцами девять человек, дав им прозвание «тигров». Он поставил их во главе десятков тысяч воинов. Воинам он подарил по 4 тысячи монет. Но войска не хотели сражаться. Шесть «тигров» были разбиты и бежали. Три «тигра» собрали рассеявшиеся войска для охраны столицы.

К столице стекались отовсюду повстанцы. Царь приказал освободить преступников из тюрем, раздать им оружие и составить из них войско. Едва это войско выступило из города, как всё оно разбежалось.

Повстанцы вошли в столицу через крепостные ворота. Город горел, на его улицах шли сражения. Чиновники увезли царя во дворец, стоявший на острове посредине пруда.

Повстанцы поспешили туда, окружили дворец и завязали перестрелку из луков. Защитники царя постепенно падали, стрелы у них кончились. Начались рукопашные схватки. Повстанцы убили царя и отрубили ему голову.

«Краснобровые» не сумели использовать свою победу. Крестьяне и рабы думали, что все их несчастья происходили от злого царя и что при справедливом царе их жизнь будет облегчена. Они позволили рабовладельцам возвести на престол (Престол, или трон, — царское кресло: «вступить на престол» — значит стать царём, «свергнуть с престола» — лишить царской власти) нового царя.