Происхождение поэм. Древнегреческие поэты-певцы сочинили много песен о сказочных подвигах и необычайных приключениях героев. Они пели эти песни во время пиров, подыгрывая себе на струнных инструментах.

Особенно много песен поэты сочинили о походе греков на город Трою и о возвращении их из похода на родину. Из этих песен были составлены две большие поэмы «Илиада» и «Одиссея». По преданию, собрал и переработал песни знаменитый слепой поэт Гомер, живший в IX или в VIII веке до н. э.

Город Троя, или иначе Илион, был расположен на побережье Малой Азии. В поход против неё отправились многие племена греков во главе со своими вождями — басилёями (рис.70).

Осада Трои. Девять лет греки осаждали Трою, но не могли её взять. Город был неприступен. Он стоял на высоком холме и был окружён каменной стеной.

Лучшим воином среди греков был Ахилл. На десятый год войны он поссорился с предводителем греческого войска. С рассказа об этой ссоре и начинается поэма «Илиада». Название поэмы произошло от имени города — Илион.

Ахилл отказался участвовать в сражениях. Без него греки терпели неудачи. Чтобы подбодрить воинов, басилеи созвали их на народное собрание. На многолюдном собрании простой воин Терсйт смело обвинил басилеев в том, что они забирают себе всю добычу. Он призывал простых воинов возвратиться домой.

Хотя Терсит говорил правду, один из басилеев — Одиссей жестоко его избил и пригрозил избить ещё сильнее, если он будет спорить с вождями. Басилеи едва уговорили воинов продолжать войну. Вновь начались долгие и упорные бои между греками и троянцами. В боях принял участие и Ахилл, примирившийся с предводителем греков.

Идя в бой, греки строились по племенам и по родам. Простые воины сражались пешими, в холщовых рубашках, вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой в медных доспехах и на колесницах, запряжённых конями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи. «Илиада» рассказывает, что боги вмешивались в сражения: одни из них помогали грекам, другие— троянцам; доспехи Ахиллу изготовил бог кузнечного дела — Гефест.

«Илиада» заканчивается описанием погребения Гёктора — самого сильного и смелого из троянцев, погибшего в поединке с Ахиллом.

Бой греков с троянцами за тело убитого греческого воина Патрокла

Рис. 73. Бой греков с троянцами за тело убитого греческого воина Патрокла.Греческие статуи начала V века до н. э.В центре изображена богиня Афина, помогавшая грекам. У её ног лежит убитый Патрокл.

Гибель Трои. О конце Троянской войны рассказывают другие песни и сказания.

Вскоре после Гектора погиб и Ахилл. По греческому сказанию, богиня — мать Ахилла—'Выкупала его ребёнком в подземной реке. От этого его тело стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Ахилл и погиб от отравленной стрелы, вонзившейся ему в пятку. Отсюда происходит выражение ахиллесова пята, что означает «уязвимое место».

По совету «хитроумного» Одиссея греки сделали огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались лучшие воины, а остальное войско ночью отплыло на кораблях к ближайшему острову. Троянцы втащили коня в город.

Ночью греческие воины вышли из коня. В то же время и греческое войско, тайно вернувшееся с острова, ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин, разграбили и подожгли город. С богатой добычей они направились в Грецию.

«Одиссея». В поэме «Одиссея» рассказывается о приключениях Одиссея во время его возвращения из Трои на родину — островок Итаку, у западного побережья Греции.

Воины Итаки отплыли на двенадцати кораблях от берега, где ещё дымились развалины Трои. Бог холодного северного ветра поднял на море бурю, во время которой греки сбились с пути. Дважды Одиссей и его спутники попадали на острова, населённые великанами. На втором острове великаны высотой в целую гору разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили всех находившихся на них людей. Только одному кораблю удалось уплыть в море.

Спутники Одиссея рассердили бога грома и молнии Зевса; Зевс ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спасся лишь Одиссей.

После десятилетних странствий Одиссей добрался до Итаки. Он поселился сперва у раба, который пас его свиней. Этот раб родился в богатой семье, но его ещё ребёнком украли торговцы и продали на Итаку. В свой дом Одиссей пришёл под видом нищего. После новых приключений Одиссей опять стал править на Итаке.

Значение поэм для изучения истории Греции. В поэмах Гомера так много сказочного, что учёные долгое время считали выдуманными все описанные в них события. Многие даже думали, что и Трои никогда не было.

Во второй половине XIX века были начаты археологические раскопки в Малой Азии, на холме, похожем на описанный в «Илиаде». Оказалось, что на этом месте люди селились больше десяти раз. От каждого поселения сохранились занесённые землёй остатки жилищ, брошенные и спрятанные вещи. Были найдены и развалины Трои, носившие следы большого пожара.

Раскопки доказали, что Троя существовала и была разрушена. Поход греков на Трою был в начале XII века до н. э.

В поэмах Гомера правильно описаны обычаи, занятия, жилища, орудия труда и оружие древних греков. Народная фантазия украсила рассказ вымыслами. Отделяя в поэмах правду от вымыслов, мы узнаём, какой была жизнь древних греков. Значение поэм Гомера для изучения истории Греции в XI—IX веках до н. э. настолько велико, что это время называют гомеровским временем.

ИЗ «ИЛИАДЫ». ПОЕДИНОК АХИЛЛА И ГЕКТОРА.

Во время боя греков с троянцами богиня Афина, помогавшая грекам, приняла вид брата Гектора. Она коварно уговорила Гектора сразиться с Ахиллом, обещая ему свою помощь.

Ахилл первый бросил копье в Гектора, но тот приник к земле, и копьё пролетело над ним. Бросил копьё Гектор и попал в щит Ахилла. Выкованный богом Гефестом щит выдержал удар. В это время Афина подала Ахиллу копьё. Тщетно звал Гектор своего брата: некому было подать ему новое копьё. Тогда он устремился на Ахилла с мечом.

«... выхватив меч свой, остро отточенный,

Крепкий, огромный, который висел на бедре его мощном,

Ринулся, сжавшись в комок, как орёл, на высотах парящий,

Если сквозь тёмные тучи он падает вдруг на равнину,

Нежного чтобы ягнёнка схватить иль трусливого зайца,

Так же ринулся Гектор, мечом отточенным махая.

А Ахиллес устремился, наполнивши бурною силой

Дух свой. Сработанным прочно щитом прикрывал себе грудь он,

Дивным на вид. На его голове колебался блестящий

Четырёхгребённый шлем, золотые над ним развевались

Волосы, в крепких гребнях укреплённые густо Гефестом».

Ахилл копьём поразил Гектора. Затем, чтобы опозорить тело врага, он привязал его за ноги к колеснице и погнал коней в лагерь под громкие крики торжествующих греков.

ИЗ «ОДИССЕИ». ГРЕКИ НА ОСТРОВЕ ЦИКЛОПОВ.

Раскопки Трои

Ахилл на колеснице с привязанным к ней телом убитого Гектора

Рис. 75. Ахилл на колеснице с привязанным к ней телом убитого Гектора. Рисунок на греческой вазе VI века до н. э.

Во время сильной бури на море Одиссей со своими спутниками сбился с пути. Их корабли приплыли к острову, на котором жили циклопы — великаны с одним глазом посредине лба.

Одиссей с несколькими спутниками вошёл в пещеру циклопа Полифёма. В пещере было много кругов сыра и сосудов с простоквашей — Полифем занимался разведением овец и коз.

«Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился; Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона; Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно».

Вечером Полифем загнал в пещеру своё стадо. Вход в неё он завалил огромной каменной глыбой, отодвинуть которую было не под силу Одиссею и его товарищам. Увидев греков, Полифем съел двух из них.

На следующий день Полифем съел ещё четырёх человек. Когда великан заснул, оставшиеся в живых люди выкололи ему острым колом единственный глаз. Утром слепой Полифем отвалил камень, чтобы выпустить коз и овец. Он сидел у входа и стерёг, чтобы люди не вышли из пещеры. Тогда греки по совету Одиссея связали по три барана вместе. Под каждыми тремя баранами был привязан человек. Незаметно ускользнули греки из пещеры, а затем и уплыли с острова.

От сказания о циклопах происходит слово циклопический, что значит «огромный».