Поклонение силам природы. Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.
Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.
Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.
Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.
По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.
Греки верили, что всю природу населяют боги и богини- Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами — невестами.
Боги — покровители хозяйства и культуры. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел — есть свой бог-покровитель.
Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.
Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.
Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы — покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.
Отражение в религии неравенства среди греков. Греки думали, что Зевс, Аполлон и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе, и называли их «олимпийскими богами». Там на вершине, затянутой облаками, будто бы стоят их роскошные дворцы, построенные Гефестом.
Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги будто бы носят нарядные одежды, часто пируют. Как семьи знатных людей управляют племенами, так семья «олимпийцев» во главе с Зевсом управляет людьми и всей природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были знатные люди.
Рис. 77. Древнегреческие боги
Боги будто бы установили и весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других—бедными, третьих— рабами. Того, кто восстаёт против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.
Миф о Прометее. Представление о жестокости и мстительности богов особенно наглядно проявилось в мифе о Прометее. Этот миф рассказывает, что боги скрывали от людей огонь. Они хотели, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь, принёс его людям и этим спас их от гибели.
Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.
Миф о Прометее показывает, что древние греки хорошо понимали значение огня в жизни людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.
У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.
Рис. 78. Внутренний вид храма Зевса в Олимпии. Реконструкция.
Зевс изображён сидящим на троне. В одной его руке — жезл басилея, в другой — статуэтка богини победы. Храм построен в V веке до н. э. Статуя работы знаменитого греческого скульптора Фиди-я. Она сделана из дерева и покрыта тонкими пластинками из слоновой кости.
Рассказ Одиссея о гибели его последнего корабля.
Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море, Но, когда в отдалении остров пропал,
Бог громовержец — Зевес тяжёлую тёмную тучу Прямо над нашим пустил кораблём, и под ним потемнело Море. И краток был путь для него. От заката примчался С воем Зефири восстала великая бури тревога; Лопнули разом верёвки, державшие мачту, и разом Мачта, сломясь с парусами своими, гремящая пала Вся на корму... Тут Зевес, заблистав, на корабль громовую Бросил стрелу; закружилось пронзённое судно, и дымом Серным его охватило. Все разом товарищи были Сброшены в воду, и все, как вороны морские, рассеясь, В шумной исчезли пучине — возврата лишил их Зевес.
Описание в «ИЛИАДЕ» сожжения тела Патрокла - друга Ахилла.
Сруб они вывели с сотню ступней шириной и длиною
И на вершину его мертвеца положили, печалясь.
Много и жирных овец, и тяжёлых быков криворогих,
Перед костром заколов, ободрали. И, срезавши жир с них,
Тело Патрокла кругом обложил Ахиллес этим жиром
От головы до ступней, на костёр побросал он и туши.
Там же расставил сосуды двуручные с маслом и мёдом,
... четырёх коней крепкошеих
С силою бросил в костёр, стеная глубоко и тяжко.
Двух собак заколол Ахиллес и туда же забросил;
Также двенадцать отважных сынов благородных троянцев
Острою медью зарезал, свершив нехорошее дело.