Раскопки Ниневии. Ещё 100 лет назад учёные очень мало знали об истории Междуречья в древности. Но начиная с середины XIX века в Междуречье проводились большие археологические раскопки. Особенно важными для науки были находки при раскопках города Ниневии, в Северном Междуречье.

Рельеф, изображающий осаду города ассирийцами

Рис. 45. Рельеф, изображающий осаду города ассирийцами.

На стене осаждённого города — человек, просящий пощады. У стены — таран на колёсах. Таран — тяжёлое бревно, один конец которого обит металлом. Таран подвешивали под навесом, а навес подкатывали к стене. Воины, раскачивая таран, били им в стену, чтобы её разрушить. В передней части навеса — башенка для командира. Ассирийцы обивали обычно навес кожей с медными бляхами. Справа — ассирийские воины, на одном панцирь из пластинок. Другой воин держит щит в рост человека, сплетённый из прутьев. На кольях — замученные пленники. Внизу — убитый и ограбленный человек. Изображения на рельефе разных размеров: ассирийские воины огромные, таран значительно меньше, а воины противника и стены совсем маленькие.

Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого государства— Ассирии. Цари Ассирии, имея хорошо вооружённое и многочисленное войско, завоевали Вавилон, Сирию, Палестину и даже овладели на короткое время Египтом. Ассирийцы жестоко опустошали завоёванные страны, а побеждённых противников подвергали страшным казням. В конце VII века до н. э. враги Ассирии, объединив свои силы, взяли приступом и разрушили Ниневию.

Раскопки Ниневии подтвердили рассказы древних писателей о её разрушении: на развалинах были повсюду видны следы бушевавшего пожара. Среди развалин огромного царского дворца археологи обнаружили рельефы вырезанные на мягком камне. На полу лежали десятки тысяч глиняных табличек.

Искусство Ассирии. Рельефы, найденные в Ниневии и в других ассирийских городах, чаще всего изображали войну: сражения, захват добычи, разрушение городов, казни, угон пленников в рабство. Многие рельефы показывают охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы.

Особенного мастерства скульпторы достигли в изображении животных, бросающихся в ярости на охотника, пронзённых стрелами и умирающих от ран.

Рельефы должны были прославлять ассирийских царей, показывать силу ассирийского войска, внушать страх врагам.

Охота ассирийского царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы

Рис. 46 — 47. Охота ассирийского царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы. Древние рельефы.

Клинопись. «Библиотека глиняных книг». На глиняные таблички, найденные при раскопках, сначала почти не обратили внимания. Но для исторической науки они имели большее значение, чем рельефы. Это были письменные памятники по истории Междуречья и соседних с ним стран.

В Междуречье уже в IV тысячелетии до н. э. возникла письменность. Вначале здесь, как и в Египте, писали рисунками. В Междуречье нет папируса, и писать приходилось на табличках из мягкой глины. Около писавшего лежала кучка сырой глины, из которой он делал нужную ему «бумагу». Для придания исписанной табличке твёрдости её высушивали на солнце или обжигали на огне.

Древние ворота

Сцена военных действий

Рисовать на глине трудно, и на ней стали выдавливать острой палочкой рисунки, составленные из нескольких чёрточек — клинышков. Постепенно были выработаны значки, едва напоминавшие первоначальные рисунки. Каждый значок обозначал или целое слово, или отдельный слог. Всего было около тысячи значков. Эта письменность называется клинописью.

Возникнув в Южном Междуречье, она распространилась и в соседних с ним странах.

Глиняная табличка с клинописью

Рис. 48. Глиняная табличка с клинописью.

Среди развалин Ниневии была найдена целая «библиотека глиняных книг». На табличках записаны летописи, царские приказы, научные сочинения, законы, рассказы и многое другое.

Учёные прочли клинопись и получили много сведений по истории Междуречья, и в частности о научных знаниях вавилонян и ассирийцев.

Научные знания в Междуречье. Вавилоняне уже в глубокой древности наблюдали за движением небесных светил. Они умели предсказывать затмения солнца и луны. Год они разделяли на месяцы и недели, а сутки делили на часы и минуты. В «библиотеке» Ниневии были сочинения по медицине, объяснявшие, как лечить болезни.

Но знания древних народов были ещё далеки от настоящей науки. Вавилоняне думали, что небо — большой колпак, в нём открываются окна, через которые проливается на землю дождь. Они считали солнце, луну и пять планет богами. Каждому из этих богов был посвящён один день недели. В медицинских сочинениях, кроме полезных советов, рекомендовались и такие «лекарства», как мышиный язык, собачий волос, ухо жёлтого быка.

Сказание о потопе. На глиняных табличках, найденных в Ниневии, было записано сказание о всемирном потопе. В нём рассказывалось, будто боги решили истребить людей. Много дней подряд шёл дождь, вся земля была залита водой, люди погибли. Но одного человека бог любил за послушание и за щедрые жертвы. Этот бог заранее сообщил ему о потопе, и он построил корабль. На корабль он взял свою семью, животных и птиц: все они спаслись.

Сказание возникло вследствие опустошительных наводнений в Южном Междуречье. Тигр и Евфрат сливались в огромный поток, и жителям казалось, что вода заливает весь мир. Из Междуречья это сказание распространилось в другие страны.

Страх перед силами природы укреплял веру в богов. Жрецы пользовались этим и грозили, что при неповиновении людей богам те пошлют на землю новый потоп и другие бедствия.