Возвышение Вавилона. В Южном Междуречье на берегу реки Евфрата возник город Вавилон.

Первоначально это был небольшой посёлок, состоявший из низких глинобитных хижин. Местоположение Вавилона было очень выгодным. Вокруг него расстилались плодородные земли. Находился он в том месте, где Тигр близко подходил к Евфрату. Сюда с верховьев Евфрата и Тигра купцы везли на больших лодках товары, в которых нуждалось Южное Междуречье. Отсюда отправляли товары, которые производились в Южном Междуречье. (Вспомните, какие это были товары.) Через Вавилон пролегали и главные сухопутные дороги Междуречья. По ним шли караваны нагруженных товарами верблюдов и ослов.

Благодаря своему исключительно выгодному местоположению Вавилон стал самым большим и богатым торговым городом Междуречья.

К началу II тысячелетия до н.э. образовалось сильное Вавилонское царство. Столицей его был город Вавилон. Наибольшего могущества оно достигло в первой половине XVIII века до н. э., во время правления царя Хаммурапи.

Хаммурапи царствовал в 1792 — 1750 годах до н.э. Богатство Вавилона позволило царю организовать многочисленную и хорошо вооружённую армию. Хаммурапи вёл почти непрерывные войны и завоёвывал одну область за другой. В конце его царствования не только всё Междуречье, но и соседние области оказались под его властью.

Законы царя Хаммурапи. Около 60 лет назад археологи вели раскопки недалеко от Междуречья. Они нашли плиту из чёрного камня. Высота её больше человеческого роста. На обеих сторонах плиты вырезаны надписи. На одной стороне вверху изображён царь Хаммурапи.

Учёные прочли вырезанные на столбе надписи. Это были законы\ установленные царём Хаммурапи. По этим законам судили людей в Вавилонском царстве.

Законы царя Хаммурапи оберегали жизнь и имущество рабовладельцев, укрепляли их господство над рабами и беднотой. Вавилонское царство, так же как и Египетское, было рабовладельческим государством.

Верхняя часть каменной плиты, на которой вырезан текст законов Хаммурапи

Рис. 44. Верхняя часть каменной плиты, на которой вырезантекст законов Хаммурапи. Бог солнца и справедливости вручает Хаммурапи знак власти — жезл. Изображение должно было убеждать людей в том, что законы установлены богами. (Найдите, что о происхождении законов говорит сам Хаммурапи.)

Упадок и новое возвышение Вавилона. Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена Древнее изображение. горцев и завоевали Вавилон.

В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

Цветная иллюстрация VI. Город Вавилон в VI веке до нашей эры. В центре — главные ворота города, отделанные синими и оранжевыми изразцами. Изразец — обожжённая глиняная плитка с блестящей поверхностью. Справа и слева от ворот — крепостные стены. Перед воротами — рынок. К городу подъезжает на колеснице вельможа. Внутри города, правее ворот, знаменитые «висячие сады», устроенные по приказу царя. Для них было сооружено из кирпича ступенчатое здание. На ступени насыпали землю и посадили на них деревья и кусты. Здание казалось холмом, покрытым зелёным садом. Рабы поднимали снизу воду для поливки сада. Вдали виден верх семиярусной ступенчатой башни, с которой жрецы наблюдали звёзды. В левой части города — дома, в которых жили ремесленники.

«Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

Если человек украдёт имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить.

Если человек укроет беглого раба, его должно убить.

Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.

Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

Если человек ударит по щеке высшего (то есть вельможу, жреца и т. п.), должно ударить его 60 раз плетью из воловой кожи».

В заключение было сказано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны...»