В V веке до н. э. во многих греческих городах-государствах была рабовладельческая демократия. В этих городах большое число граждан жило за счёт труда рабов. Поэтому у них было много свободного времени для занятий искусством, наукой и спортом.
Греческие дети в школе. В Греции большинство свободных мужчин были грамотны. Сыновья зажиточных родителей с семи до шестнадцати лет посещали школу. В школах учили читать, писать, считать, ясно и красиво говорить. Мальчики заучивали стихи Гомера и других писателей. В Греции было немало людей, которые знали наизусть поэмы «Илиаду» и «Одиссею», насчитывающие десятки тысяч строк. Обязательными предметами в школе были рисование, танцы и музыка. Мальчики учились играть на флейте и на лире.
В школах Греции старались воспитать у детей и юношей ловкость, силу и мужество. Ученики занимались борьбой, метанием диска и копья, бегом и прыжками.
За лень и непослушание учеников били ремнями, розгами и бамбуковыми палками. На улице ученика обычно сопровождал старый раб, следивший, чтобы мальчик хорошо вёл себя и уступал старшим дорогу.
Дети ремесленников и крестьян обычно не кончали школу. Уже с ранних лет они помогали своим родителям.
Ученик отвечает заданный урок.
Учитель проверяет работу ученика.
Урок музыки
Рис. 101. Состязание колесниц. Рисунок на греческой вазе VI века до н. э.
В 18 лет юношу заносили в списки граждан. В течение двух лет юноши проходили военную подготовку и служили в войске. После службы мужчины могли жениться и завести свой дом.
Греки у себя дома. Даже у богатых греков дома были небольшие и скромные. Греки были умеренны в еде и питье. Вино они пили только разбавленное водой.
Всё домашнее хозяйство вели женщины. Мужчины-греки считали, что женщина должна «хорошо содержать свой дом и быть послушной мужу». Если к мужу приходили гости, жена уходила из комнаты. Женщины даже редко выходили из дому.
Мужчины-греки, напротив, почти весь день проводили вне дома.
На агоре. Рано утром мужчины обычно спешили на агору — площадь в центре города. Особенно красивой и оживлённой была агора в Афинах.
Рис. 102. Борцы. Древнегреческие статуи.
Утром афинская агора была занята шумным рынком. Сюда для продажи ремесленники приносили свои изделия, крестьяне несли продукты, купцы привозили товары из далёких стран. Здесь же на высоких помостах продавали рабов. На рынке былатакая давка, что зажиточный человек шёл сюда с двумя-тремя рабами, которые прокладывали ему путь среди толпы.
Одна сторона агоры была свободна от рыночных лавок, но и здесь было людно и шумно, особенно к вечеру, когда спадал дневной жар. Сюда заходили и богатые люди, и ремесленники после трудового дня, и крестьяне, распродавшие на рынке свои товары.
На агоре стояли каменные плиты с вырезанными на них законами Афинского государства, вывешивались таблички с извещениями о дне ближайшего народного собрания и о делах, которые будут разбираться в суде. Греки рассказывали здесь друг другу разные новости. Для древних греков посещение агоры имело такое же значение, какое имеют для людей нашего времени чтение газет и слушание радио. На агоре разгорались ожесточённые споры, доходившие иногда до драки.
В других общественных местах. Кроме агоры, греки проводили много времени и в других общественных местах.
Наиболее известные учёные древней Греции читали лекции и вели беседы. Слушать их приходили не только юноши, но и взрослые люди.
В Афинах было построено большое здание для концертов. Здесь в присутствии множества слушателей происходили состязания лучших музыкантов и певцов Греции. Победу выступавшим присуждали сами слушатели.
Несколько раз в году устраивались театральные представления, на которых присутствовали тысячи зрителей.
Греки любили смотреть и обсуждать новые картины, статуи и другие произведения искусства.
На стадионах юноши и взрослые греки занимались физическими упражнениями. В праздники устраивались спортивные состязания — игры, привлекавшие множество зрителей.