Отпуск готовой продукции покупателям и отгрузка в соответствии с договором заказчикам (покупателям) осуществляется при оформлении накладных, например, товарно-транспортных, железнодорожных, в зависимости от способа доставки.
Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции со склада является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор купли- продажи (поставки).
В методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предлагается следующий вариант организации документооборота:
- на складе готовой продукции или в отделе сбыта выписывается четыре экземпляра накладной на отпуск готовой продукции;
- эти экземпляры накладной передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;
- указанные документы направляются в отдел сбыта (склад), где один экземпляр остается у кладовщика в качестве оправдательного документа на отпуск со склада готовой продукции, второй служит основанием для выписки счета-фактуры. Третий и четвертый экземпляры передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции и передать кладовщику доверенность на ее получение;
- при вывозе через пропускной пункт (проходную) один экземпляр накладной остается в службе охраны, а еще один у получателя (покупателя) в качестве сопроводительного документа на груз и основания для дальнейшего учета у получателя (покупателя);
- служба охраны регистрирует накладные на вывезенную готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает в бухгалтерию, которая на основании полученных документов делает соответствующие пометки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
При необходимости покупателю вручается сертификат качества и другие технические документы согласно заключенным договорам.