Понятие конкуренции (от лат. concurrere — сталкиваться) иользуется в экономике в различных значениях. Конкуренция хактеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства, их соперничества в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы. Это — педенческая трактовка конкуренции, характерная для классичкой и неоклассической экономической теорий.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек трактовал конкуреию как процедуру открытия, что позволяет сравнивать альтернивные способы организации общества. М. Портер рассматривает конкуренцию как синтез двух импульсов человеческой натуры: с одной стороны, стремления к подавлению конкурента, с дрой — творческого начала, проявляющегося в использовании новведений в самом широком смысле слова, обеспечивающих опережение соперников по прибыльности, эффективности во всех сферах воспроизводственного процесса. Австрийский эконист И. Шумпетер определил конкуренцию как борьбу нового со старым. Творческое, созидательное начало берет верх над разрительным.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной эконике. Регулирующая функция проявляется в воздействии на прзводство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлось в соответствии со спросом потребителей, а также в огранении или лишении рыночной власти. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы — труд, земля, капитал — направляются туда, где они иользуются наиболее эффективно. Инновационная функция обловливает необходимость инновации как определяющего средса повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры, под которой понимаются внутренние связи между элементами рынка.

Каковы типы рыночных структур?

Различают четыре основных типа рыночных структур (модей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкенция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) монолия.

Совершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве, покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам произвотва переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чеами:

  • число фирм на рынке очень большое;
  • тип производимого продукта стандартизированный;
  • контроль над ценами отсутствует;
  • условия вступления в отрасль легкие, препятствий нет.

Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, раичают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершеой конкуренции, фирма в роли несовершенного конкурента оадает определенной властью над ценой.