Понятие конкуренции (от лат. concurrere — сталкиваться) используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства, их соперничества в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы. Это — поведенческая трактовка конкуренции, характерная для классической и неоклассической экономической теорий.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия, что позволяет сравнивать альтернативные способы организации общества. М. Портер рассматривает конкуренцию как синтез двух импульсов человеческой натуры: с одной стороны, стремления к подавлению конкурента, с другой — творческого начала, проявляющегося в использовании нововведений в самом широком смысле слова, обеспечивающих опережение соперников по прибыльности, эффективности во всех сферах воспроизводственного процесса. Австрийский экономист И. Шумпетер определил конкуренцию как борьбу нового со старым. Творческое, созидательное начало берет верх над разрушительным.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей, а также в ограничении или лишении рыночной власти. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы — труд, земля, капитал — направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инновации как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры, под которой понимаются внутренние связи между элементами рынка.

Каковы типы рыночных структур?

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) монополия.

Совершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве, покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

  • число фирм на рынке очень большое;
  • тип производимого продукта стандартизированный;
  • контроль над ценами отсутствует;
  • условия вступления в отрасль легкие, препятствий нет.

Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой.