Внешняя политика. Рассматривать ее необходимо с точки зрения решения двух основных задач: борьбы за выход к морям и возврата территорий, потерянных во время Смуты.

Ключевые даты:

1632—1634 гг. — Смоленская война: ее цели, ход. Поляновский мир: Смоленск остался у Польши, но король Владислав IV окончательно отказался от прав на русский престол.

1637—1642 гг. — «Азовское сидение».

(* Почему Земский собор отказал казакам в помощи?

Ответ: не было денег на ведение длительной войны с Османской империей.)

8 января 1654 г. — воссоединение Украины с Россией.

1654—1667 гг. — война с Польшей. Андрусовское перемирие: Россия получила Смоленскую и Черниговскую земли и Левобережную Украину, а также Киев сроком на два года.

1656—1661 гг. — безрезультатная война со Швецией. Кардисский мир: сохранение статус-кво.

1676—1681 гг. — война с Османской империей. Причины: претензии турок на Украину. Осада турками крепости Чигирин. Бахчисарайский мир (заключен на 20 лет): признаны права России на Левобережную Украину и Киев.

1686 г. — «вечный мир» с Польшей: Киев остается за Россией, Россия вступает в союз с Польшей, Францией, Австрией и Венецией против Турции. Это был крупный внешнеполитический успех, так как впервые после Смуты Россию признали полноправным международным партнером.

1687 и 1689 гг. — два неудачных похода в Крым князя В. В. Голицына, предпринятых в соответствии с условиями «вечного мира» с Польшей.

Вывод: Россия смогла решить только одну из двух главных задач — добилась возврата захваченных Польшей территорий. Получить выход к морям ей не удалось.

Культура россии XVII в.

1.  Определение понятия «культура».

2.  Характерная черта развития культуры этого периода — начало процесса ее секуляризации, т. е. обмирщения, падения влияния церкви на культуру.

3.  Проявления этого процесса в разных областях культуры:

-  в литературе — прекращение летописания: традиционно летописи составлялись в монастырях. Формирование двух основных направлений в литературе — охранительного (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич) и обличительного (народные сатирические повести — «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злочастии», произведения раскольников — «Житие протопопа Аввакума»);

-  в архитектуре — появление стиля «московское барокко», не соответствовавшего общепринятым церковным канонам в архитектуре. Его основные черты: декоративность (многочисленные украшения), многоярусность сооружений, сочетание белого и красного цветов. Достаточно интенсивное строительство гражданских зданий (палаты Шуйских, Романовых в Зарядье и т. д.);

-  в живописи — появление помимо икон («строгановское письмо») так называемых парсун (пример: парсуны Алексея Михайловича работы Симона Ушакова).

4.  Зарождение отечественной науки и светской системы образования: деятельность Симеона Полоцкого, создание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии, где изучалось не только богословие, но и светские дисциплины (математика, медицина).

5.  Появление первого в России театра, созданного при дворе Алексея Михайловича. На его сцене ставились пьесы не только религиозного, но и светского содержания.

6.  Вывод: в России в XVII в. начался процесс секуляризации культуры, процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения.