Внешняя политика. Рассматривать ее необходимо с точки зрения решения двух основных задач: борьбы за выход к морям и возврата территорий, потерянных во время Смуты.
Ключевые даты:
1632—1634 гг. — Смоленская война: ее цели, ход. Поляновский мир: Смоленск остался у Польши, но король Владислав IV окончательно отказался от прав на русский престол.
1637—1642 гг. — «Азовское сидение».
(* Почему Земский собор отказал казакам в помощи?
Ответ: не было денег на ведение длительной войны с Османской империей.)
8 января 1654 г. — воссоединение Украины с Россией.
1654—1667 гг. — война с Польшей. Андрусовское перемирие: Россия получила Смоленскую и Черниговскую земли и Левобережную Украину, а также Киев сроком на два года.
1656—1661 гг. — безрезультатная война со Швецией. Кардисский мир: сохранение статус-кво.
1676—1681 гг. — война с Османской империей. Причины: претензии турок на Украину. Осада турками крепости Чигирин. Бахчисарайский мир (заключен на 20 лет): признаны права России на Левобережную Украину и Киев.
1686 г. — «вечный мир» с Польшей: Киев остается за Россией, Россия вступает в союз с Польшей, Францией, Австрией и Венецией против Турции. Это был крупный внешнеполитический успех, так как впервые после Смуты Россию признали полноправным международным партнером.
1687 и 1689 гг. — два неудачных похода в Крым князя В. В. Голицына, предпринятых в соответствии с условиями «вечного мира» с Польшей.
Вывод: Россия смогла решить только одну из двух главных задач — добилась возврата захваченных Польшей территорий. Получить выход к морям ей не удалось.
Культура россии XVII в.
1. Определение понятия «культура».
2. Характерная черта развития культуры этого периода — начало процесса ее секуляризации, т. е. обмирщения, падения влияния церкви на культуру.
3. Проявления этого процесса в разных областях культуры:
- в литературе — прекращение летописания: традиционно летописи составлялись в монастырях. Формирование двух основных направлений в литературе — охранительного (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич) и обличительного (народные сатирические повести — «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злочастии», произведения раскольников — «Житие протопопа Аввакума»);
- в архитектуре — появление стиля «московское барокко», не соответствовавшего общепринятым церковным канонам в архитектуре. Его основные черты: декоративность (многочисленные украшения), многоярусность сооружений, сочетание белого и красного цветов. Достаточно интенсивное строительство гражданских зданий (палаты Шуйских, Романовых в Зарядье и т. д.);
- в живописи — появление помимо икон («строгановское письмо») так называемых парсун (пример: парсуны Алексея Михайловича работы Симона Ушакова).
4. Зарождение отечественной науки и светской системы образования: деятельность Симеона Полоцкого, создание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии, где изучалось не только богословие, но и светские дисциплины (математика, медицина).
5. Появление первого в России театра, созданного при дворе Алексея Михайловича. На его сцене ставились пьесы не только религиозного, но и светского содержания.
6. Вывод: в России в XVII в. начался процесс секуляризации культуры, процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения.