logo
logo

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактическо­го наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Основная цель проведения инвентаризации — обеспечение до­стоверности данных бухгалтерского учета и отчетности по имуще­ству предприятия и его финансовым обязательствам.

Имущество предприятия — это основные средства, нематери­альные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные сред­ства и прочие финансовые активы.

Финансовые обязательства — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахожде­нию и материально-ответственному лицу согласно Приказу Минфина России от 13.09.1995 № 49. Проведение инвентаризации обя­зательно в следующих ситуациях:

  • при передаче имущества в аренду, при продаже, а также при реорганизации предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально-ответственных лиц на день приемки передачи дел;
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрез­вычайных ситуаций;
  • при ликвидации предприятия.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведе­ния, перечень имущества и финансовых обязательств устанавли­ваются руководителем предприятия, кроме случаев обязательно­го проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации могут соз­даваться рабочие инвентаризационные комиссии.

При таком объеме работ и наличии на предприятии ревизион­ной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее. В состав инвентаризационной комиссии включают: предста­вителей администрации, работников бухгалтерии, специалистов.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, не менее чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации опреде­ляют посредством обязательного подсчета, взвешивания, обмера в присутствии материально-ответственных лиц.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименование ценностей и объектов, их количество указыва­ют в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог ко­личества в натуральных показателях, записанных на данной стра­нице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (шту­ках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправляют ошибки во всех экземплярах описей зачеркиванием не­правильных записей. Исправления должны быть оговорены и под­писаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате­риально-ответственными лицами. В описях не допускается остав­лять незаполненные строки, на последних страницах незапол­ненные строки подчеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.

В конце описи материально-ответственные лица дают распис­ку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претен­зий и принятии перечисленного в описи имущества на ответствен­ное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае сме­ны материально-ответственных лиц принявший имущество рас­писывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого иму­щества. Имущество, находящееся на ответственном хранении, арен­дованное или полученное для переработки, фиксируется в от­дельных описях. Для оформления инвентаризации применяют фор­мы первичных документов согласно приложениям № 6 — 19 (По­ложение по инвентаризации).