logo
logo

За последние годы произошли весьма существенные измене­ния в бухгалтерском учете и отчетности:

  1. Внедрен новый план счетов.
  2. Введены новые формы бухгалтерской финансовой отчетно­сти (квартальной, годовой).
  3. Изменена методология учета имущества предприятий и ис­точников их образований.
  4. Внесены изменения в учете ценных бумаг, налоговых плате­жей и прочих активов.
  5. Принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и 20 по­ложений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
  6. Для субъектов малого предпринимательства введены новые формы учета и отчетности.
  7. Сформировалась четырехуровневая система правового регу­лирования бухгалтерской деятельности в России.

Совершенствование учета продолжается. Правительство своим Постановлением от 06.03.1998 № 283 утвердило Программу ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с междуна­родными стандартами финансовой отчетности.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета являет­ся приведение национальной системы бухгалтерского учета в со­ответствие с требованиями рыночной экономики и международ­ными стандартами. При этом необходимо решить следующие за­дачи:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую оче­редь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на междуна­родном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реализованной модели бухгалтерского учета.

Основные направления реформы:

Совершенствование нормативного правового регулирования. Цель — обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к ин­формации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности предприятий.

Для этого необходимы:

  • переориентация нормативного регулирования с учетного про­цесса на бухгалтерскую отчетность;
  • регулирование финансового учета;
  • сочетание нормативных актов с профессиональными реко­мендациями;
  • взвешенное использование международных стандартов в прак­тической работе.

Формирование нормативной базы. Важная составляющая норма­тивного обеспечения — сохранение стабильности развития систе­мы бухгалтерского учета, создание приемлемых условий последо­вательного, полезного, рационального и успешного выполнения этой системой присущих ей функций в экономике, для чего не­обходимо:

  • внести изменения в нормативно-правовую базу бухгалтерско­го учета;
  • продолжить разработку и утверждение стандартов по бухгал­терскому учету;
  • пересмотреть первичные учетные документы, регистры учета и другую отчетную документацию;
  • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструк­ции по их применению;
  • ввести новую упрощенную систему учета для малых предпри­ятий и др.

Методическое обеспечение (разработка новых инструкций, ме­тодических указаний в соответствии с требованиями международ­ных стандартов и законодательства, публикация комментариев по отдельным вопросам учета).

Кадровое обеспечение (вопросы формирования бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специали­стов), расширение и улучшение качества подготовки кадров в уч­реждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:

  • проведение аттестации главных бухгалтеров, бухгалтеров-экс­пертов;
  • разработка норм профессиональной этики;
  • разработка учебно-методической литературы

За рубежом важное место в системе подготовки персонала бух­галтерского учета занимает не только подготовка и переподготов­ка в учебных заведениях с целью получения соответствующего диплома, но и последующая аттестация каждого профессиональ­ного бухгалтера. Например, в США бухгалтеры работают в одном из следующих направлений:

  • независимые бухгалтеры (public accounting);
  • управленческий учет (industrial accounting);
  • учет в государственных и других неприбыльных организациях (federal, state, local government accounting)
  • учет в сфере образования и профессиональной подготовки бухгалтерских кадров (accounting education and training).

Получить высшую бухгалтерскую квалификацию нелегко. Для этого недостаточно окончить университет. Необходимо в дальней­шем получить еще профессиональный сертификат по одному из трех направлений:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет;
  • внутренний аудит.

Организация бухгалтерского учета на предприятии может ба­зироваться на следующих основных тезисах:

  • ответственность за организацию бухгалтерского учета возла­гается на руководителя;
  • бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, бухгалтером, неза­висимой организацией или самим руководителем. На крупных и средних предприятиях создаются бухгалтерии;
  • главный бухгалтер назначается и освобождается от должно­сти руководителем фирмы и подчиняется непосредственно ему;
  • главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приемки и выдачи ТМЦ, денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгал­тера считаются недействительными;
  • главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законо­дательству, но с письменного согласия руководителя (при этом руководитель всю ответственность за последствия решения при­нимает на себя) бухгалтер может принять к исполнению.

Сдача дел при смене главного бухгалтера оформляется актом. Все методологические, организационные, налоговые и техниче­ские аспекты учета отражаются в приказе по учетной политике предприятия.