При изучении предмета бухгалтерского учета был сформули­рован вопрос: «Какой объект отражается в системе учета?» при использовании конкретного метода. Форма же бухгалтерского учета позволяет нам задать вопрос: «Какова система обработки инфор­мации, на каких носителях информации следует отражать все хо­зяйственные операции?».

Форма бухгалтерского учета — способ обработки учетной ин­формации путем использования определенной совокупности учет­ных регистров. В ней должны предусматриваться отражение хозяй­ственных операций в определенной последовательности и возмож­ность группировки учетных данных соответствующими приемами записей (комбинация учетных регистров, логическая связь между ними, последовательность осуществления бухгалтерских записей).

В России наибольшее распространение получили формы учета способами:

  • ручным («журнал-главная», простая, мемориально-ордерная, журнально-ордерная);
  • автоматизированным (таблично-перфокарточная, таблично- автоматизированная).

Форма «журнал-главная» заключается в регистрации всех хозяйственных операций организации в специальных нако­пительных ведомостях: учет основных средств, амортизации, материалов, производственных затрат, готовой продукции, расчет­ных операций и других непосредственно из первичных докумен­тов. Все хозяйственные операции записываются в хронологиче­ском порядке, с использованием системы синтетических счетов: сначала переносятся остатки по каждому счету на начало месяца, затем регистрируются все операции по первичным документам. По окончании месяца исчисляются и записываются дебетовые и кредитовые обороты по счетам, выводятся остатки на конец ме­сяца и составляется баланс.

Простая форма бухгалтерского учета — один из вариантов фор­мы «журнал-главная».

Указанные формы бухгалтерского учета используются малыми предприятиями, организациями с небольшим потоком первичных документов, с простым процессом производства, а также используются некоммерческими организациями.

Форма бухгалтерского учета выбирается организацией само­стоятельно в соответствии с принятой учетной политикой, и в течение отчетного периода не должна изменяться.

За последующие годы получила широкое распространение таблично-автоматизированная форма учета, основанная на действу­ющей журнально-ордерной форме.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета в зависимости от типа предприятия, отраслевой принадлежности принима­ется в нескольких вариантах.

Для аналитического учета используются карточки, ведомости и книги. Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях.

На каждую хозяйственную операцию составляется мемориаль­ный ордер, где в обязательном порядке указываются: дата, наименование операции, бухгалтерская проводка и сумма. Если ор­дер выпускается в виде отдельного документа, то ему присваивается и порядковый номер. Мемориальный ордер подписывается бухгалтером, в отдельных случаях может подписываться руководите­лем и бухгалтером.

Иногда на типографски изготовленных бланках первичного учета предусматривается место для мемориального ордера (кассовые приходные и расходные ордера, банковские документы, ведомости, требования).

Большинство операций в течение месяца группируются во вспо­могательных накопительных ведомостях. По этим ведомостям раз и месяц составляются мемориальные ордера.

Опубликовано в Глава 1. Основы бухгалтерского учета

© 2018 Global - Library . Ru. Все права защищены.
При копировании текста на Ваш ресурс просим указывать страницу - источник.
GlobaL - LibrarY . Ru — Бесплатная интернет библиотека для Вас. По всем вопросам обращаться сюда.