logo
logo

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для опре­деления финансового результата по ним используется в системе бухгалтерского учета счет 90 «Продажи». На указанном счете отра­жаются сведения о выручке от продаж и себестоимости в разрезе продаж:

  • готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
  • выполненных работ и оказанных услуг промышленного и не­промышленного характера;
  • покупных изделий;
  • товаров и транспортных услуг;
  • услуг связи и т.п.

Признанная в системе бухгалтерского учета выручка от про­даж отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Одновременно на сумму себестоимости проданных товаров (вы­полненных работ и оказанных услуг) осуществляется корреспон­денция счетов:

дебет счета 90 «Продажи» и кредит счетов 43 «Готовая продук­ция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное про­изводство» и др.

В организациях, которые осуществляют розничную торговлю и ведут учет по ценам продажи, наряду с проводкой дебет счета 41 «Товары» и кредит счета 90 «Продажи» осуществляется отрица­тельная запись (красное сторно) на сумму торговой наценки на проданные товары по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 45 «Торговая наценка».

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

  • 90-1 «Выручка»;
  • 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
  • 90-4 «Акцизы»;
  • 90-5 «Экспортные пошлины»;
  • 90-6 «Налог с продаж»;
  • 90-7 «Расходы на продажу»;
  • 90-8 «Управленческие расходы»;
  • 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», предназначенный для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от про­даж за отчетный месяц.

Выявленный на субсчете 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» финансовый результат, ежемесячно списывается заключительны­ми оборотами на счет 99 «Прибыли и убытки»:

  • прибыль — дебет счета 90-9, кредит счета 99;
  • убыток — кредит счета 90-9, дебет счета 99.

Поэтому синтетический счет 90 «Продажи» остатка на каждую отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от прода­жи», закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «При­быль (убыток) от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждо­му виду проданных товаров, готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

В журнале-ордере № 11 отражаются итогами за месяц обороты по кредиту счетов, предназначенных для учета отгрузки и реали­зации продукции, работ и услуг в разрезе корреспондирующих счетов. В журнале-ордере № 11 отражаются данные по продажам, выявившиеся в ведомостях № 16 или 16/1.

Ведомость № 16 используется для обобщения данных в разрезе счетов-фактур по проданным товарам, выполненным работам и оказанным услугам не только в денежном выражении, но и в ко­личественном, по каждому наименованию изделий.

Ведомость № 16/1 предназначена для аналитического учета ре­ализации, если в учетной политике используется вариант учета продаж по предъявлению на оплату расчетных документов, т.е. по отгрузке. Ведомость заполняется по каждому покупателю (дебито­ру). В специальных графах ведомости выделяется финансовый ре­зультат (прибыль или убыток) за отчетный месяц (период) и де­лается отметка о получении денежных средств, например по де­бету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Все это позволяет оперативно кон­тролировать поступления сумм от покупателей и заказчиков.

Документооборот в системе налогового учета по формированию доходов от реализации можно представить в виде схемы, разработанной аудитором-экспертом Т.В.Севастьяновой (Челя­бинск).