logo
logo

Вся первичная документация по движению материалов со склада в цеха и производства организации поступает в бухгалтерию. В за­висимости от потока документов и характера производства в орга­низации может быть несколько структурных вариантов бухгалтерии.

На малом предприятии, как правило, все документы обраба­тывает главный бухгалтер, при большом документообороте — бух­галтерия в составе двух—пяти специалистов во главе с главным бухгалтером.

На средних и крупных предприятиях создаются более сложные структуры бухгалтерского аппарата по каждому из вариантов.

Первый вариант:

  • утверждена приказом по организации и дей­ствует одна бухгалтерия, в составе которой несколько секторов (отделов), одним из которых является сектор учета материалов.

Второй вариант: при цеховой структуре организации произ­водства созданы:

  • материальные бухгалтерии при каждом цехе;
  • централизованная бухгалтерия, которой подчиняются все це­ховые бухгалтерии. В ней собирается и обобщается весь поток до­кументов.

Третий вариант:

  • в каждой группе цехов, относящихся к одному переделу (про­изводству), например, первого передела или сталеплавильного производства, создаются «кустовые бухгалтерии»;
  • в зависимости от количества переделов (производств) действуют кустовые бух­галтерии, задача которых вести учет поступления и расхода мате­риальных ресурсов по каждому цеху и в целом по производству (переделу);
  • централизованная бухгалтерия, где обобщаются все результа­ты производственно-хозяйственной деятельности организации.

В процессе движения первичной документации учетные работ­ники обязаны осуществлять действенный контроль за целесо­образностью, законностью и правильностью оформления хозяй­ственных операций.

На практике существует несколько вариантов организации учета в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии счетными ра­ботниками открываются на каждый вид материалов в зависимо­сти от сортности, технических характеристик и параметров кар­точки аналитического учета, карточки складского учета, в кото­рых записывают все операции по движению материальных ценно­стей. Учет в этих карточках ведется как в натуральном исчисле­нии, так и в денежном измерении. В конце месяца по итоговым сведениям карточек составляются сортовые количественно-сум­мовые оборотные ведомости в системе аналитического учета и сверяются с данными складского учета.

Второй вариант учета предполагает группировку всех приход­но-расходных документов по номенклатурным номерам и, в кон­це месяца, запись итоговых данных по каждой номенклатуре в оборотные ведомости, составляемые в денежном и натуральном измерениях по каждому складу в разрезе синтетических счетов и субсчетов.

Однако эти два варианта весьма трудоемки в условиях боль­шой номенклатуры товарно-материальных ценностей. Наиболее оптимальный вариант — сальдовый (оперативно-бухгалтерский) метод учета материально-производственных запасов, исключаю­щий дублирование учета в бухгалтерии и на складах путем ис­пользования в качестве регистров аналитического учета материа­лов и предполагающий использование учетных цен.