Внутризаводская цена — это цена, используемая для определе­ния стоимости полуфабрикатов или услуг, передаваемых внутри организации из одного подразделения в другое.

В снабженческо-заготовительной деятельности внутризаводские цены могут использоваться при оценке материальных запасов. По методике расчета внутризаводские цены можно разделить на ры­ночные и затратные.

Многие промышленные предприятия регулярно выпускают справочники внутризаводских цен при большой номенклатуре. Это так называемые номенклатуры-ценники, где на каждую группу материалов, полуфабрикатов в зависимости от сортности, техни­ческих характеристик устанавливается номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена.

Если на продукцию существует рыночная цена, то предприя­тия обычно ее используют в качестве внутризаводской. Преиму­щество данного способа оценки в том, что внутризаводская цена отражает фактические затраты и не зависит от прочих субъектив­ных факторов.

Таблица 5.1 Расчет прибыли, р., при затратной цене 1 шт. 30 р.

Продукция

Плановая

Фактическая

себестоимость

прибыль

себестоимость

прибыль

Изделие А

25

5

26

4

Недостаток этого метода в том, что не все поставщики имеют одинаковые цены. Еще сказывается временной характер измене­ния цен, особенно в период инфляции. Поэтому для принятия ценовых решений на рыночной основе необходима четкая поли­тика, предусматривающая надежных партнеров по поставкам, наличие других гарантий, исключающих субъективные факторы.

В условиях нормальной рыночной экономики предприятия в своей политике внутризаводского ценообразования стараются до­стичь объективности и справедливости (покупатель-поставщик), чтобы, в конечном счете, от сделки была прибыль у обеих сто­рон. В тех случаях, когда невозможно применение рыночных цен, в качестве внутризаводских используется затратный метод и вы­пуск продукции оценивается затратными внутризаводскими це­нами. В большинстве случаев в качестве цены используется себе­стоимость. Недостаток данного способа оценки в том, что удоро­жание себестоимости полуфабрикатов на предыдущих переделах (цехах) может привести к необоснованному удорожанию на ко­нечных переделах. Это ведет к снижению прибыли, уменьшению объемов реализации, а, следовательно, к конфликтным ситуаци­ям между смежными производствами, цехами, участками, пере­делами. Поэтому желательно использовать хозрасчетные рычаги, оформление внутрихозяйственных договоров и другие способы эко­номического воздействия. В ряде случаев во внутризаводскую цену, кроме себестоимости, закладывают долю прибыли, которая мо­жет уменьшаться или увеличиваться в зависимости от фактичес­кой себестоимости. Например, полуфабрикаты изделия А, отправ­ленные из цеха-поставщика в цех-потребитель по цене 30 р. за штуку, имеет фактическую себестоимость единицы про­дукции 26 р. при плановой 25 р. Следовательно, цех-поставщик по­лучит с единицы продукции прибыль не 5 р., а всего лишь 4 р.

Опубликовано в Глава 5. Учет материально-производственных запасов и товаров

© 2018 Global - Library . Ru. Все права защищены.
При копировании текста на Ваш ресурс просим указывать страницу - источник.
GlobaL - LibrarY . Ru — Бесплатная интернет библиотека для Вас. По всем вопросам обращаться сюда.