Материально-производственные запасы при непрерывном тех­нологическом процессе необходимо постоянно пополнять за счет поставок со стороны организаций-поставщиков на основании за­ключенных договоров.

Договора заключаются между покупателем и продавцом в со­ответствии с ГК РФ (§ 3 ст. 506).

Оперативный учет выполнения договорных обязательств у орга­низации-получателя осуществляется управлением (отделом) снаб­жения. Менеджер (снабженец) проводит сверку документов на поставленный материал с условиями ранее заключенных догово­ров. Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценно­стей ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми». Так как данный счет является пассивным, то кредитовое сальдо свидетельствует о кредиторской задолженности перед поставщи­ками, а дебетовое сальдо — о суммах оплат в счет будущих поста­вок. Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6, который является комбинированным регистром бухгалтерского учета. Аналитический учет в данном журнале осуществляется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или другого первичного документа.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» коррес­пондируется не только на суммы исполнения обязательств по оплате счетов, но и на суммы авансовых платежей, которые учи­тываются обособленно. Журнал-ордер № 6 ведется линейно-пози­ционным методом, и это дает возможность анализировать состоя­ние расчетов с поставщиками по каждому платежному документу. Наряду со справочными данными по номеру платежного поруче­ния, наименования поставщика, его регистрационного номера, в журнале-ордере № 6 указывается номер приходного документа склада, стоимость материалов.

С кредита счета 60 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебито­рами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») списы­ваются предъявленные суммы претензий к поставщикам по выяв­ленным недостачам и другим нарушениям хозяйственных догово­ров. Оплата каждого платежного документа сверяется ежедневно с банковской выпиской.

Поставки, по которым товарно-материальные ценности посту­пили в организацию без соответствующих документов, считаются неотфактурованными. Эти поставки оприходуются с выпиской при­емного акта, поступающего при реестре материалов в бухгалте­рию. Здесь материалы оцениваются по акту по учетным ценам с соответствующей записью в журнале-ордере № 6 как материаль­ные ценности, поступившие на склад (запись делается в конце месяца, если не поступят документы от поставщика).

В следующем месяце при поступлении платежных и других до­кументов на указанные материалы акцептуется счет и оплачива­ется в банке. В зависимости от принятой организацией учетной политики могут быть использованы счета 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонение в сто­имости материальных ценностей».

При расчетах с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества материалов по сравнению с документами поставщика. В этом случае создается комиссия и составляется акт по форме М-7. Излишки приходуются в оценке по учетным ценам или по отпускным ценам поставщика, а затем записываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой анало­гично неотфактурованным поставкам.

При выявлении недостач материалов, полученных от постав­щиков, бухгалтерия рассчитывает их фактическую стоимость и на­правляет претензии к организациям-поставщикам. При расчете сумм учитывается железнодорожный тариф пропорционально массе недостачи (если груз доставлялся железной дорогой).

Опубликовано в Глава 5. Учет материально-производственных запасов и товаров

© 2018 Global - Library . Ru. Все права защищены.
При копировании текста на Ваш ресурс просим указывать страницу - источник.
GlobaL - LibrarY . Ru — Бесплатная интернет библиотека для Вас. По всем вопросам обращаться сюда.