Под выбытием объектов основных средств подразумевают про­дажу (реализацию), списание в случае морального и (или) физи­ческого износа, передачу в виде вклада в уставный капитал дру­гих организаций, списание объектов при чрезвычайных ситуаци­ях, передачу их по договору мены, договору дарения, выбытие по другим причинам.

При принятии организацией решения о продаже (реализации) объектов основных средств другим организациям или физическим лицам необходимо определить сумму их остаточной стоимости путем исчисления разницы между рыночной ценой и суммой на­численной амортизации за время эксплуатации этих объектов ос­новных средств.

Выбытие основных средств в результате их продажи или пере­дачи сторонним организациям оформляется договором, актом (накладной), на основании которых в бухгалтерии делаются соот­ветствующие записи в регистрах учета. Выручка от продаж прини­мается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами по заключенному договору. Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации и т.п.) к сче­ту 01 «Основные средства» организации могут открывать отдель­ный субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании про­цедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списа­нием основных средств, аккумулируются на счете 23 «Вспомога­тельные производства» и затем списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Финансовый результат выявляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:

  • прибыль: дебет счета 91 и кредит счета 99;
  • убыток: дебет счета 99 и кредит счета 91.
  • Финансовый результат учитывается в составе операционных
  • доходов и расходов.

Для определения целесообразности и пригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможно­сти и неэффективности их восстановления, а также для оформле­ния документации на списание указанных объектов в организа­ции (при достаточно большом количестве объектов) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комис­сия в составе: главный бухгалтер, специалисты инженерных служб, должностные лица, отвечающие за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представите­ли государственных инспекций по техническому надзору. Функ­ции комиссии:

  • осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием технической документации, сведений бухгалтерского учета и уста­новление причин непригодности объекта к восстановлению и даль­нейшему использованию;

Опубликовано в Глава 4. Учет основных средств

© 2018 Global - Library . Ru. Все права защищены.
При копировании текста на Ваш ресурс просим указывать страницу - источник.
GlobaL - LibrarY . Ru — Бесплатная интернет библиотека для Вас. По всем вопросам обращаться сюда.