counter?id=2204607;js=na Система налогов и особенности их учета
logo
logo

С 1999 г. вступила в действие общая часть Налогового кодекса, которая регламентирует порядок установления налогов, опреде­ления облагаемой базы, правила взаимоотношений между орга­низациями и налоговыми органами, права и обязанности каждой из сторон налоговых отношений.

Система налогов и сборов за последние годы претерпела боль­шие изменения в сторону снижения налогового бремени органи­заций и резкого снижения налогов и сборов местного значения.

Действующая система налогов и сборов представляет сово­купность федеральных, региональных и местных налогов и сбо­ров. В составе федеральных налогов: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, го­сударственная и таможенная пошлины, таможенные сборы и др. В составе региональных — налоги на имущество организаций, до­рожный и транспортный, на игорный бизнес и др.

На местном уровне остались налоги: земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование и дарение, мест­ные лицензионные сборы.

Налог — индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образо­ваний.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и фи­зических лиц, уплата которого является одним из условий совер­шения в интересах плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выда­чу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязан­ность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реа­лизации товаров, имущество, доход, прибыль, стоимость реали­зованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики, с наличием которого у налогоплатель­щика законодательство о налогах и сборах связывает возникнове­ние обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложе­ния. Например, у НДС объектом налогообложения признается:

  • реализация товаров (работ, услуг);
  • передача на территории России товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию страны.

Сумму налога или сбора налогоплательщик исчисляет само­стоятельно согласно соответствующим налоговой базе, налоговой ставке, налоговым льготам за налоговый период.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положе­ний актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС. В частности, этим законом установлен только один метод определения налоговой базы по НДС — «по отгрузке».

Налог или сбор уплачивается платежным поручением разовой суммой.

Особенности учета налогов и сборов, порядок их исчисления и перечисления в бюджеты всех уровней отражаются в системе на­логового и бухгалтерского учета организации и регулируются учет­ной политикой согласно действующему законодательству.