logo
logo

Различные виды налогов можно определить по критериям их классификации. В зависимости от объекта налогообложения выде­ляют прямые и косвенные налоги. По уровню взимания (звена бюджетной системы) различают федеральные и региональные, в большой стране — еще и местные налоги. В зависимости от того, кто платит, различают налоги с физических и юридиче­ских лиц. При использовании критерия целевого назначения нало­гов выделяют налоги общие (без привязки к конкретным расхо­дов дам бюджета) и целевые. В зависимости от источника упла­ты — налоги, привязанные к доходам, прибыли и выручке от реализации (продаж). Имеются различия налогов и в зависимости от способа их изъятия.

Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги привязываются к субъектам рынка (физическим и юридическим лицам), а не к товарам. Их платят владельцы доходов. Прямые налоги различаются по объек­ту обложения, в качестве которого может стать денежный доход или имущество(физический капитал). Денежный доход облагается налогом у граждан (личный подоходный налог) и у предприятий (налоги на прибыль). Налог на физический капитал или на иму­щество (налог на собственность, включая землю и другую ценную недвижимость, налог на наследство) является удобной формой взимания налогов, поскольку налогоплательщикам трудно искус­ственно снизить налогооблагаемую базу.

Косвенные налоги привязываются к товарам и услугам и включаются в цену. Покупатель, оплачивая покупку, может и не предполагать, что он оплачивает косвенный налог. К этому виду налогов относится налог с оборота, который во многих стра­нах заменен налогом с продаж, налогом на добавленную стои­мость, акцизы и т.д. Каждый из указанных налогов имеет свою смысловую нагрузку. Налог с оборота взимается от общей выруч­ки. Он не имеет привязки к отдельному товару, в отличие от ак­циза. Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается на каж­дой стадии производства. Налоговые поступления в бюджет от НДС оказываются зависимыми от количества предприятий, свя­занных между собой разделением труда по последовательной об­работке изготавливаемой продукции.

Увеличение ставок прямых налогов или введение нового вида прямого налога обычно вызывает социальную напряженность. Косвенное налогообложение считается более надежным бюджет­ным источником. Оно дает меньшие возможности уклоняться от налогов и имеет более слабую зависимость от колебаний конъ­юнктуры. Поэтому налоговая политика может склоняться к пре­имущественному использованию этих налогов. Однако увеличе­ние косвенного налога приводит к повышению продажной цены и снижает платежеспособный спрос, что может привести к спаду производства и недобору налоговых поступлений.

Чем отличаются структуры налоговых доходов России и стран развитого рынка?

В России структура налоговых доходов отличается от анало­гичной структуры стран со стабильной и давно отработанной налоговой системой.

  1. Значительно выше доля налога на прибыль. Она составляет около 20%, в то время как в странах ЕС она ниже 10%. Значит, в России имеется большая возможность перекладывать налоговое бремя на покупателей, и рынок оказывается под более активным инфляционным прессингом.
  2. Более высокая доля косвенных налогов, которая приближа­ется к 40% против 30% в странах ЕС. Такая ситуация объясняется острой потребностью России использовать налоговый механизм, в большей мере препятствующий уклонению от налогов.
  3. Значительно ниже (в 2 раза) доля подоходного налога с фи­зических лиц. В дальнейшем по мере роста доходов населения и укрепления налоговой дисциплины Россия должна сместить ак­центы налогообложения, увеличив налоги на физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.