counter?id=2204607;js=na Каковы специальные принципы налогообложения?
logo
logo

К специальным (частным) принципам относятся:

а) гибкость налогообложения, позволяющая регулировать ме­няющиеся хозяйственные пропорции в нужном для общества на­правлении. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру: если ставки налогов неустойчивы и постоянно меняются, да еще зад­ним числом, бизнес уходит от долгосрочных стратегий и предпо­читает исключительно краткосрочные спекулятивные операции;

б)  исключение двойного и многократного налогообложения;

в)  исключение возможностей переложения налогового бремени. Когда бизнес включает налоговые издержки в цену выпускаемого товара, истощается кошелек покупателя, а предприниматель выступает собирателем этого налога. Чтобы избежать такой ситуа­ции в развитых странах основным налогом выступает не налог на прибыль, а личный подоходный налог или налог на физических лиц, так как физическое лицо как покупатель не формирует цену и не может включить налог в цену продукции.

Как определить «тяжесть налогообложения» и как она измеряется?

Тяжесть налогообложения, или налоговое бремя, представляет собой налоговые изъятия, отнесенные к доходам той или иной компании или физического лица. В целом для страны тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых поступле­ний, отнесенных к ВВП. В настоящее время среди стран с уров­нем ВВП надушу населения 15—28 тыс. долл. тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. Тяжесть налогообложения выше там, где государство берег на себя большие социальные за­траты и считает возможным вести политику прямого субсидиро­вания производства.

Всегда ли увеличение налоговых ставок дает государству приток дополнительных налоговых поступлений?

Американский экономист А. Лаффер обратил внимание на то, что увеличение налоговых ставок может увеличить массу налого­вых поступлений, но лишь до определенных пределов. Затем воз­растающие налоговые ставки приводят к обратному результату и доходная часть бюджета сократится. Подобный эффект, полу­чивший название эффекта А. Лаффера, объясняется тем, что чрезмерная тяжесть налогообложения делает бизнес невыгодным. Производители терпят банкротство, уходят с рынка. Многие избирают другую линию поведения, уклоняясь от налогов. В лю­бом случае государственный бюджет сталкивается с уменьшением налогооблагаемой базы.