logo
logo

Налоговая система России сложилась в период государствен­ного социализма и несет в себе во многом следы прошлой систе­мы. Сохранился старый подход к налогам как исключительно фискальному инструменту мобилизации денежных средств на го­сударственные нужды. Налоги как регулятор экономического раз­вития еще не смогли о себе активно заявить. Постепенно должна осуществляться переориентация главной функции налоговой сис­темы с фискальной на регулирующую, которая в наших условиях должна сомкнуться со стимулированием экономического роста. Подобная переориентация обусловливает совершенствование нало­гового механизма России по следующим направлениям:

1)  уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто ин­вестирует в развитие новых технологий;

2)  изменение структуры налоговых поступлений за счет по­этапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, и соответственно сокращении доли, приходящейся на бизнес;

3)  сокращение налоговых льгот;

4)  расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия ка­налов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Налоговая система должна реформироваться и по линии ее организационно-правового блока, что предполагает:

1)  повышение качества налогового законодательства, которое позволило бы отсекать возможности уклонения от налогов;

2) осуществление жесткого оперативного контроля за соблю­дением налогового законодательства, пресекая «теневые» хозяйст­венные операции;

3) ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, ПОЗПОЛЯЮЩИХ отслеживать реальную налогообла­гаемую базу и осуществлять прицельный контроль за выполнени­ем налоговой дисциплины.

Как объяснить нарушение Россией традиций налоговой системы, выразившееся в отказе от прогрессивного принципа взимания подоходного налога?

Процесс выравнивания ставок подоходного налога (ориента­ция на пропорциональное налогообложение) объясняется стрем­лением противодействовать процессу уклонения от налогов и выво­зу «теневых» денежных потоков за рубеж. Ослабление тяжести налогообложения на относительно высокие доходы создает сти­мулы для соблюдения налоговой дисциплины, что позволяет на­деяться на возможный рост налоговых поступлений в бюджет. Успешная реализация таких ожиданий означала бы и то, что дви­жение денежных потоков в большей мерс обслуживает потребно­сти национальной, а не зарубежной экономики.

Введение пропорционального налога на личные доходы как направление налоговой политики носит сугубо временный харак­тер, обусловленный трудностями переходной экономики. По мере роста эффективности экономики и укрепления налоговой дисци­плины прогрессивное налогообложение должно восстановить свои позиции.