logo
logo

Дефицит госбюджета возникает, когда расходы бюджета пре­вышают его доходы. Причины дефицита многообразны. Не ис­ключены и неграмотные действия властей, осуществляющих тра­ты, превышающие размеры налоговых поступлений. Но, как пра­вило, бюджетный дефицит является отражением неэффективной экономики, не способной обеспечить необходимый рост доходов.

Каковы способы финансирования дефицита госбюджета и их последствия?

Существует несколько способов финансирования дефицита госбюджета:

  • дополнительная эмиссия денег (монетизация), которая счи­тается самым опасным путем погашения дефицита из-за лавино­образной инфляции;
  • превращение дефицита в государственный долг за счет об­ращения к кредитным учреждениям или выпуска займов;
  • увеличение налогового бремени;
  • сокращение государственных расходов.

Успешная борьба с дефицитом бюджета достижима только в том случае, если она способствует искоренению вызвавших его причин и ликвидации его негативных последствий. С этих пози­ций следует оценивать каждое из направлений его покрытия.

Бюджетный дефицит в малоэффективной экономике считает­ся бомбой замедленного действия, так как все способы его по­крытия провоцируют длительную стагнацию либо инфляционный взрыв.

Когда такой дефицит покрывается за счет нарастающего госу­дарственного долга, ей может угрожать так называемая долговая ловушка, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

Каким показателем измеряется долговая нагрузка на экономику?

Долговая нагрузка на экономику зависит не только от величи­ны государственного долга, но и от возможностей страны обеспе­чить его погашение. Поэтому тяжесть долговой нагрузки измеря­ется соотнесением государственного долга к ВВП как реальному потенциалу развития экономики, обеспечивающего возможность погашения заимствований. Сложившиеся международные грани­цы допустимого госдолга согласно Маастрихтским критериям членства в Европейском денежном союзе составляет не более 60% ВВП. Превышение этой величины считается показателем неус­тойчивого экономического развития. Для России проблема госу­дарственного долга остается весьма острой. Ее решение во мно­гом может облегчиться при использовании эффективной полити­ки управления государственным долгом.

В чем состоит проблема управления государственным долгом?

Жизнь страны, обремененная внутренним и внешним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т.е. эффективного управления госдолгом. Это управле­ние включает следующие меры:

1)  недопущение долговой ловушки;

2)  эффективное использование средств заимствования, т.е. на­правление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие сам долг и проценты по нему;

3)  поиск средств для выплаты долга;

4)   нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения?

Решение проблемы возможно при выборе следующих альтернативных вариантов:

а)  отказ от долга или части его;

б)   использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;

в)  пролонгирование долга;

г)  его конверсия в долгосрочные иностранные инвестиции;

д)  продажа с уценкой безнадежных долгов стран, которым ра­нее был предоставлен кредит.

В России использовалась особая финансовая политика, на­правленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расхо­дов, сокращал Совокупный спрос, что сдерживало экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Какие имеются подходы решения проблемы сбалансирования государственного бюджета?

Современная экономическая наука представила три альтерна­тивных взгляда на способы балансирования бюджета:

  1. бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
  2. балансирование бюд­жета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла, при котором дефицит бюджета во время спада должен компенсироваться профицитом во время подъема;
  3. балансиро­вание не является самоцелью фискальной политики государства, балансировать нужно не бюджет, а экономику.